Радости у большинства киргизов незатейливые.
Фото автора
Со дня апрельской смены власти в Киргизии прошло два месяца. Срок небольшой, но все же позволяющий делать промежуточные выводы о деятельности новых властей. Лучше жить не стало.
«Со сменой властей ничего не изменилось, все осталось по-прежнему», – в этом убеждаются все больше людей. Рядовые граждане констатируют, что серьезных улучшений они не заметили. Напротив, заметно больше стало негатива. В заслугу себе временное правительство может поставить то, что страна не скатилась к гражданской войне, инфраструктура работает нормально, госсистема хоть и со скрипом, но все же функционирует. В принципе с учетом воцарившейся поначалу анархии это не так уж и мало. Но ожидания были большие. Из наиболее же положительных для жителей моментов стоит отметить значительное снижение революционными властями тарифов на услуги ЖКХ. Временное правительство (ВП) одним из первых своих распоряжений снизило расценки на горячую воду и отопление, наиболее раздражавшие общество. Отменили, как и обещали, новые власти введенную по инициативе экс-президента Курманбека Бакиева так называемую плату за телефонное соединение, когда операторы компаний мобильной связи взимали за каждый звонок дополнительно по 40 копеек.
Вместе с этим со сменой власти чуда не произошло. К сожалению многих, вместе с Бакиевым Киргизию не покинули такие проблемы, как тотальная коррупция, низкий уровень жизни, беспредел чиновников, высокий криминальный уровень и проч. Скорее даже наоборот. Если раньше с бизнесменов дань собирали люди Курманбека и Максима Бакиевых, то теперь на смену им пришли люди, представляющиеся помощниками членов временного правительства. Бизнес застыл в тревожном ожидании – в любой момент в дверь могут постучать сотрудники прокуратуры и, предположив, что данное предприятие ранее было как-то связано с прежними властями, потребовать серьезные отступные.
Некоторым предпринимателям повезло еще меньше. Только по официальным данным, революционное правительство национализировало 30 предприятий. По данным «НГ», количество объектов, у которых насильственно были заменены хозяева, в десятки раз превышает аналогичные показатели бакиевского периода. Одной из важных черт происходящего является крайне сомнительная правомочность действий, предпринимаемых ВП.
Новые власти, лидером которых является Роза Отунбаева, принимают декреты, законность которых может быть оспорена в любом международном суде. Впрочем, чиновников это мало волнует. Именем революции уже экспроприирован и обанкрочен системообразующий Азияуниверсалбанк, который, по данным ВП, был тесно связан с семьей Бакиевых. В ближайшее время его судьбу может разделить Манас банк, также заметный в финансовой сфере.
После стремительных рейдов сотрудников финполиции и прокуратуры, массово вскрывающих банковские ячейки, доверие к киргизской банковской системе уничтожено на корню. Теперь хранить свои сбережения в отечественном банке может решиться, пожалуй, лишь наивный человек.
Со сменой власти начались и чистки в чиновничьей среде. На места верных бакиевцев, вопреки обещаниям выбирать профессионалов, члены ВП назначают своих родственников и сторонников. В первые недели после смены власти доходило до того, что один и тот же пост поочередно занимали ставленники сразу нескольких революционных лидеров.
Весьма ощутимо ударили по стране беспорядки, а затем и блокада, введенная сразу двумя соседями – Казахстаном и Узбекистаном. Официальная Астана открыла границу (и то не в полном режиме) спустя 40 дней. Ташкент же по-прежнему держит границу «на замке». В результате за последние два месяца ущерб, понесенный Киргизией от смены власти с вытекающими отсюда последствиями, составил миллиарды долларов. Хоть представители ВП и сообщают о том, что экономика продолжает расти, независимые источники сообщили «НГ», что падение ВВП за апрель–май составило не менее 12–15%. Товарооборот в некоторых отраслях упал практически до нуля. В бюджете Киргизии зияет дыра в 8,5 млрд. руб., и уже к осени с бюджетными выплатами могут возникнуть очень серьезные проблемы.
Однако несмотря на финансовые трудности, которые, вероятно, усугубятся, ВП не жалеет средств на вознаграждения информаторам. В среду стало известно о новом указе Розы Отунбаевой, на основании которого за голову каждого взрослого члена семьи Бакиевых будет выдано по 100 тыс. долл. В такую же сумму оценены экс-премьер-министр Данияр Усенов и советники Максима Бакиева – Алексей Ширшов, Алексей Елисеев, Евгений Гуревич. В 50 тыс. долл. оценен экс-глава службы национальной безопасности Марат Суталинов и в 20 тыс. долл. – служащие президентской администрации.
Главная проблема в том, что, несмотря на все заверения ВП, определенности и предсказуемости в жизни страны нет. В настоящее время у членов временного правительства сложился имидж временщиков-популистов, случайно получивших власть и не знающих, что с ней делать. Времени опровергнуть это у членов ВП не так уж и много – 27 июня в Киргизии состоится референдум по принятию новой Конституции, а еще через три месяца – выборы в парламент.
Бишкек