Восстановление территориальной целостности Грузии стало навязчивой идеей Михаила Саакашвили.
Фото Reuters
Во вторник Сейм Литвы принял резолюцию по Грузии. Впервые в официальном документе европейского государства война в Южной Осетии в августе 2008 года названа агрессией РФ, бывшие автономии – оккупированными грузинскими территориями, а признание их суверенитетов – неправомерным актом. Для президента Грузии Михаила Саакашвили, начавшего в среду визит в Румынию и Францию, где он обсудит и «оккупационную тему», резолюция стала подспорьем. Особенно с учетом негативных перемен в настроениях Старого Света, вызванных докладом Комиссии ЕС по югоосетинской войне.
Принятие Сеймом прогрузинской резолюции, употребление жестких формулировок в отношении России совпало по времени с проводимой в Кампале конференцией Международного уголовного суда (МУС).
Именно в этой организации находится объемный иск Тбилиси к Москве, в котором грузинская сторона обвиняет Россию в осуществлении военной агрессии в августе 2008 года в Цхинвалском регионе. Также в МУСе находится встречный иск, обвиняющий грузинскую сторону в развязывании войны в Южной Осетии и попытке осуществить геноцид против осетинского народа.
Очевидно, МУС нескоро займется этим делом, поскольку «военная агрессия» как таковая не входит в компетенцию этого института. Хотя при этом он компетентен разбирать дела с такими сопряженными с «военной агрессией» правонарушениями, как геноцид, преступление против человечества, военные преступления.
Проходящая в Кампале конференция направлена на расширение и компетенции МУСа, и его состава. Точнее – речь идет о попытке заручиться согласием на вступление в МУС в первую очередь США, Китая, России и Индии. Не случайно свою речь в столице Уганды генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун начал именно с призыва ко всем странам «присоединиться к первому в мире постоянному международному трибуналу по военным преступлениям». Реально расширение состава и правомочий МУСа состоится все-таки не сегодня и не завтра. В Тбилиси, понимая это, считают, что Грузия должна быть готова к тому, что «это расширение может произойти в любой день» и резолюция Сейма Литвы с зафиксированными в ней терминами «агрессия» и «оккупация грузинских территорий» в судебном процессе по иску Тбилиси против Москвы может сыграть очень весомую роль.
Пока же документ скорее является моральной поддержкой Вильнюса и выполнением соответствующего обещания председателя Сейма Ирены Дегутиене, данного министру иностранных дел Грузии Григолу Вашадзе во время его недавнего визита в Литву. Причем литовская сторона обещала гостю принять резолюцию к 26 мая – Дню независимости Грузии, но немного запоздала. Впрочем, о такой мелочи в Тбилиси вчера не вспоминали.
Выразив благодарность народу и Сейму Литвы, председатель парламента Грузии Давид Бакрадзе заявил: «Резолюция, принятая литовскими депутатами, очень важна для восстановления справедливости в отношении оккупированных территорий», – и подчеркнул, что «ожидает признания оккупации территории Грузии и со стороны других стран».
Таким образом, спокойно преодолев внутреннее испытание в виде местных выборов, прошедших в воскресенье, власти Грузии опять активизировали усилия, пытаясь изменить ситуацию вокруг Абхазии и Южной Осетии. Госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили в среду выехал в Брюссель, где на встречах с представителями ЕС готов изложить некие «новые модели восстановления территориальной целостности Грузии». Эту же тему в Париже на переговорах с президентом Франции Николя Саркози намерен затронуть Михаил Саакашвили. Причем вероятно, что хозяину Елисейского дворца, подписавшему в августе 2008 года с президентом РФ Дмитрием Медведевым «План урегулирования военного конфликта в Грузии», будет задан непростой вопрос: почему Россия не выполняет пункт соглашения об отводе войск на позиции, занимаемые до 8 августа 2008 года, то есть до начала войны, а, наоборот, усиливает военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии?