Александр Лукашенко продолжает настаивать на своем.
Reuters
Официальный Минск в очередной раз подтвердил неизменность своей позиции по условиям формирования Таможенного союза (ТС) в ответ на заявление России и Казахстана о готовности создавать это объединение без Белоруссии. «Белорусская сторона продолжит работу с российскими и казахстанскими партнерами, нацеленную на скорейшее создание Таможенного союза и Единого экономического пространства в полном объеме без изъятий», – говорится в заявлении белорусского правительства, распространенном в субботу.
В заявлении отмечается, что Белоруссия не отказывается от идеи своего участия в Таможенном союзе, но присоединится к нему только тогда, когда по его территории все товары смогут передвигаться свободно без уплаты таможенных пошлин. «Беларусь исходит из того, что предложенные партнерами по ТС изъятия из режима единой таможенной территории противоречат действующей правовой базе ТС, не согласуются с международными правилами и наносят ущерб интересам субъектов хозяйствования и граждан трех государств», – говорится в заявлении. При этом в Минске уточняют, что вообще не располагают информацией о содержании тех документов, которые подписали в пятницу главы правительств России и Казахстана. Правда, там уверены, что при желании сторон ситуацию еще можно исправить до 1 июля – даты вступления в силу Таможенного кодекса.
Напомним, что накануне в пятницу глава белорусского правительства Сергей Сидорский отказался принять участие в заседании высшего органа ТС России, Белоруссии и Казахстана, мотивируя это тем, что встреча «недостаточно подготовлена». Под неподготовленностью понимается нежелание России поставлять в Белоруссию нефть без взимания таможенной пошлины.
Белорусский президент, а именно ему принадлежит решение не участвовать в ТС с изъятиями, на произошедшее пока не прореагировал. Анализ того, что звучит в белорусском информационном поле, дает основания полагать, что для Минска решение России и Казахстана было неожиданным. Во всяком случае, официальная пропаганда не запаслась ответными гневными комментариями, а сделанные на скорую руку сюжеты на эту тему были расплывчатыми и туманными. «Речь идет не о том, что мы не подписываем вообще договор о ТС, он подписан. Сейчас спор идет о Таможенном кодексе, то есть об уточнении», – заявил в эфире местного телевидения политолог Юрий Шевцов.
Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации, напомнил, что Белоруссия пошла на определенные жертвы, повысив с 1 января пошлины на ввоз легкового транспорта для юридических лиц. «К сожалению, это был односторонний шаг, и такого же жеста со стороны Российской Федерации мы не дождались. Российская сторона объясняет это тем, что слишком большая доля формирует экспорт российский – это нефтепродукты, сырьевой экспорт, включая металлы, и они не готовы на такие жертвы. Но надо договариваться на берегу, а не потом, так сказать, в плавании менять правила игры», – считает он.
Что касается позиции белорусского бизнеса в целом, то положительно на перспективу создания ТС смотрела небольшая часть негосударственных, ориентированных на внешний рынок компаний. В частности, таких как известный белорусский производитель белья «Милавица», директор которой Дмитрий Дичковский неоднократно заявлял, что это существенно упростит их деятельность на казахстанском и российском рынках. Однако большинство белорусских предприятий принадлежат государству и вынуждены работать в условиях жесткого административного регулирования – они неповоротливы и немобильны, не привыкли работать в условиях конкуренции. Появление уже привыкших к рынку конкурентов из Казахстана и России ослабило бы позиции белорусских производителей. «Многие белорусские предприятия не готовы к такому развитию событий. Очевидно, может произойти падение производства», – высказался как-то в беседе с представителями бизнеса начальник управления нетарифного регулирования Минторга Белоруссии Вадим Ламков. «Многие новшества, которые вступят в силу вместе с Таможенным кодексом, таят серьезные угрозы для белорусского бизнеса», – утверждал кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета Вадим Мацкевич. В частности, по его словам, под угрозой исчезновения белорусские таможенные агенты и таможенные перевозчики. «Понятно, что на одной чаше весов условия ТС, а на другой – экспортные пошлины на нефть и цена на газ для Беларуси. Но все равно нужно смотреть так, чтобы белорусские предприятия не потеряли то, что сегодня имеют», – излагал ученый свою позицию. Посыл «чем дальше от России, тем лучше» находит понимание и у белорусской оппозиции.
Минск