В воскресенье в Грузии прошли выборы в органы местного самоуправления, а в Тбилиси – мэра. На ключевое в грузинской политике кресло столичного градоправителя претендовали 9 кандидатов. Председатель ЦИК Грузии Зураб Харатишвили сообщил, что победитель схватки за должность мэра Тбилиси станет известен уже сегодня, а завтра будут объявлены предварительные итоги местных выборов.
Осуществлять мониторинг нынешних выборов в Грузии взялись около 5 тыс. местных и международных наблюдателей. При том, что по всей стране было организовано 3624 избирательных участка. Такое повышенное внимание можно объяснить громогласными обещаниями как властей, так и оппозиции, «одержать решающую победу и повести Грузию вперед». Поражение в выборах ставило под вопрос политическое будущее участников кампании. Это в первую очередь касается кандидатов в столичные мэры.
Неспособность оппозиции объединиться и выставить единого кандидата против главного фаворита тбилисских выборов, действующего мэра Гиги Угулавы существенно облегчила задачу правящего «Национального движения» сохранить власть в главном политическом и экономическом центре Грузии. Регионы не внушали властям особого беспокойства – там у них традиционное преимущество. Энергичная кампания ставленника властей, в ходе которой он показательно трудился на стройке, выпекал хлеб, мыл окна филармонии, убирал мусор и т.д., выгодно отличала Угулаву от оппонентов, которые, кроме огульной критики властей, порой и вовсе безосновательной, по большому счету электорату ничего не предложили. Социальные обещания некоторых из них снизить плату за газ или электричество у мало-мальски грамотных людей вызывали лишь недоумение – эти тарифы находятся вне компетенции мэра, поскольку все энергетическое хозяйство грузинской столицы находится во владении частных компаний.
Разрозненные оппозиционные силы были едины в одном. Все как заговоренные повторяли одно: власти способны выиграть выборы, только фальсифицировав их итоги, а потому в ответ получат всенародное восстание, которое «положит конец «Национальному движению» во главе с президентом Михаилом Саакашвили».
Однако агрессивная риторика, согласно ряду опросов, проведенных местными и европейскими исследовательскими институтами, сыграла, скорее, на руку властям – за несколько дней до выборов Угулава уверенно опережал основных конкурентов: экс-постпреда в ООН Ираклия Аласанию, лидера Консервативной партии Звиада Дзидзигури, ставленника Христианско-демократической партии Георгия Чантурию, и представителя партии «Промышленность спасет Грузию», крупного бизнесмена Гоги Топадзе. Оппозиция назвала все эти опросы «заказом властей для шельмования населения». Независимые же грузинские эксперты склонны считать, что положение противников режима куда менее оптимистично и перспективно, чем они пытаются его представить: народ устал от бесплодного внутреннего противостояния, продолжающегося почти 3 года, а оппозиция не скрывает, что победа 30 мая ей нужна в первую очередь для смещения Саакашвили и назначения досрочных президентских и парламентских выборов, что обернется новым внутриполитическим обострением и нестабильностью.
Несмотря на жесткие заявления, звучавшие накануне выборов со стороны представителей и властей, и оппозиции, выборы в воскресенье проходили в целом спокойно. К середине дня ни представители избиркомов, ни наблюдатели не зафиксировали сколько-нибудь серьезных нарушений или инцидентов. Возможно, главные события еще впереди, когда ЦИК объявит итоги выборов. И если, в частности, в выборах мэра Тбилиси победителем будет объявлен Гиги Угулава, тогда прояснится, чего стоят обещания и клятвы ряда лидеров оппозиции взбунтовать 3-миллионное население Грузии.