Нино Бурджанадзе стала считаться основным противником грузинских властей.
Фото Reuters
В четверг Европарламент рассматривал проект резолюции о стратегии ЕС на Южном Кавказе. Особое внимание происходящее в Страсбурге вызвало в Грузии. В случае принятия резолюции впервые в международном документе в отношении Абхазии и Южной Осетии был бы использован термин «оккупированные территории». В преддверии местных выборов, назначенных на 30 мая и способных сыграть большую роль в разрешении противостояния с оппозицией, власти Грузии резолюцию попытались представить как «огромное достижение на международной арене».
Проект резолюции, представленный в четверг, действительно отражает позицию официального Тбилиси в сухумском и цхинвальском направлениях. В нем содержится призыв к ЕС активизировать усилия для полной реализации соглашения Медведева–Саркози по части отвода войск на позиции, занимаемые до начала военных действий в Южной Осетии в августе 2008 года. Документ осуждает признание Россией суверенитетов грузинских автономий, а также обращает внимание ЕС на необходимость обеспечения допуска наблюдателей в эти регионы. Ну а главное, по мнению Тбилиси, как уже отмечалось, – использование в документе термина «оккупированные и контролируемые Россией территории».
«Прежде чем говорить, что это даст Грузии, давайте все-таки дождемся принятия резолюции», – сказал «НГ» госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили. По его словам, принятию документа в нынешнем виде может помешать только Россия. Если не сумеет, то это станет успехом грузинской стороны. «В документе будет отражена реальность происходящего в Абхазии и Южной Осетии, а вещи названы своими именами: нахождение войск иностранного государства на территории соседнего суверенного государства без его согласия называется оккупацией. Все остальное – признание суверенитета наших автономий Россией, открытие дипломатических миссий и т.д. – сказки Кремля для Уго Чавеса», – заявил «НГ» Якобашвили.
В отличие от властей грузинская оппозиция к заседанию Европарламента отнеслась не столь «трепетно», полагая, что от принятия резолюции с термином «оккупированные территории» на деле ничего не изменится и власти перед выборами разыгрывают очередной спектакль для населения. Противники президента Михаила Саакашвили, так и не устранившие противоречия и вышедшие на выборы порознь, сегодня словно сговорившись предлагают электорату большее внимание обратить на недавние слова президента США Барака Обамы, которые в четверг в Международном центре стратегических исследований повторил замгоссекретаря Джеймс Стейнберг: противоречия по Грузии не должны мешать сотрудничеству Вашингтона и Москвы.
Экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе считает, что подобное заявление свидетельствует об изменении отношения США к властям Грузии и подтверждают фиаско режима Саакашвили, остающегося на мировой арене без главного покровителя. Другое заявление Бурджанадзе, сделанное ею накануне, оказалось очень некстати в свете упоминавшегося заседания Европарламента. Экс-спикер потребовала начать расследование обстоятельств бомбардировки центра Гори в августе 2008 года. Из слов Бурджанадзе напрашивается предположение, что она обладает некой информацией, вызывающей подозрение в причастности грузинских властей хотя бы к одному из взрывов в этом городе для «реализации своих грязных целей».
Сомнительно, конечно, что требование Нино Анзоровны найдет отклик, зато весьма вероятно, что сама она после этого отберет первое место в списке «врагов нации» у бывшего премьер-министра Зураба Ногаидели. Представители власти уже заявили, что Кремль пересмотрел отношение к своим подопечным и между Ногаидели и Бурджанадзе склоняется к кандидатуре экс-спикера. Это, мол, подтверждается и тем, что Ногаидели заметно снизил не только активность, но и урезал финансирование политических союзников, избирательные кампании которых поддерживал. К слову, туманный комментарий со схожим смыслом, полученный в Госдуме РФ, в утреннем информационном выпуске прокрутила в эфире проправительственная телекомпания «Рустави-2».
Если это действительно так, то планы России по смене власти в Грузии, о существовании которых без устали говорит официальный Тбилиси, вероятно, претерпели некоторые изменения: в грядущих выборах ни сама Бурджанадзе, ни члены ее Демократического движения не участвуют. Фаворитом же гонки, согласно нескольким опросам, проведенным в эти дни зарубежными пиар-компаниями, является правящее Национальное движение со своим кандидатом в тбилисские мэры, нынешним градоправителем Гиги Угулавой. Впрочем, и эти исследования оппозиционные претенденты называют спектаклем. «Если даже около 50% опрошенных высказались в пользу Угулавы, то это свидетельствует о том, что респонденты по разным причинам не были искренни... Реальную картину мы получим лишь 30 мая», – заявил на встрече с избирателями одного из тбилисских районов главный, пожалуй, соперник действующего мэра, экс-постпред в ООН Ираклий Аласания.