Александр Лукашенко сегодня решит, примет ли он участие в неформальном саммите Организации Договора по коллективной безопасности (ОДКБ), который состоится в Москве 8 мая. Общаясь в воскресенье с журналистами на избирательном участке во время выборов в местные органы власти, президент Белоруссии сформулировал условия, при которых это возможно.
Из сказанного Лукашенко следует, что таким условием является вмешательство сил ОДКБ в ситуацию в Киргизии. Решение он пообещал принять 27 апреля, после того как Группа высокого уровня ОДКБ с участием министров и секретарей госбезопасности стран-участниц определит повестку дня предстоящего саммита. «Они обсудят повестку дня. Пока вопрос о ситуации в Кыргызстане решили рассмотреть на заседании этой группы. Если этим ограничится, то мне там делать нечего», – пояснил Лукашенко. К тому же белорусский президент не без гордости заметил, что так масштабно, как Белоруссия, 65-летие Победы не отмечает ни одна страна СНГ, а это значит, что в такие дни глава государства обязан быть дома и принимать участие во всех праздничных мероприятиях. «Быть вне пределов Беларуси в эти дни для меня неприемлемо. Восьмым числом могу пожертвовать ради ОДКБ, но я не могу находиться в Москве больше трех четвертых дня, я должен вернуться в Минск, чтобы утром 9 мая принять участие в параде», – пояснил он.
Вся дальнейшая логика рассуждений белорусского президента дает основания полагать, что он не просто желает как можно скорее обсудить ситуацию в Киргизии в рамках ОДКБ, но и будет настаивать на вмешательстве организации в ситуацию. «Что это за организация, которая молчит, если в одной из наших стран льется кровь?» – вопрошал Александр Лукашенко. В очередной раз он снова выразил сомнение в дееспособности ОДКБ. «Если ОДКБ не смогла вовремя отреагировать и повлиять на ситуацию в Кыргызстане, значит, такая это организация. Если и дальше так будет развиваться, то перспектив она не имеет», – считает белорусский лидер.
Напомним, ранее Александр Лукашенко уже озвучивал этот тезис и не обходил при этом вниманием позицию России. «Что это за ОДКБ? Россия там председательствует? Ей бог велел: давайте соберемся, обсудим, пригласим его (Курманбека Бакиева. – «НГ») туда. И скажем тем, кто власть там захватил: погодите, давайте разберемся, поговорим. Может, Курманбек не прав – мы ему об этом скажем», – излагал Лукашенко правильный, по его мнению, ход развития событий.
Как уже отмечала «НГ», белорусские эксперты полагают, что столь пристальное внимание белорусского президента к судьбе его киргизского коллеги связано в первую очередь с тем, что Лукашенко боится оказаться на его месте. В частности, политолог Андрей Федоров в беседе с «НГ» высказал мнение, что Лукашенко очень не нравится изменение позиции России в отношении стран СНГ, «которая раньше поддерживала действующую власть, а теперь оппозицию».
Напомним, что летом минувшего года Александр Лукашенко уже бойкотировал участие в мероприятиях ОДКБ – в июне, в разгар «молочной войны», он отказался ехать на подписание документов по КСОР (Коллективные силы оперативного реагирования) ОДКБ. Свои действия президент Белоруссии мотивировал тем, что из-за запрета России одной из стран – участниц ОДКБ на ввоз белорусских молочных продуктов возникла угроза экономической безопасности страны. В этой ситуации обсуждать какую-то еще безопасность Лукашенко считал нецелесообразным.
Эксперты в Минске подчеркивают, что военное сотрудничество – это один из более или менее реальных рычагов влияния Белоруссии на Россию. Александр Лукашенко не может не использовать его.
Минск