Ситуация в Киргизии продемонстрировала миру пример failed states, заронив серьезные сомнения в возможностях эффективного строительства национального государства в условиях действующей модели управления – коррупции, клановости, семейного контроля над бизнесом. Кризис может стать началом системного пересмотра политической системы в стране, ибо речь идет о результате безответственности элит, абсолютном нежелании власти заниматься социальными проблемами населения.
В поиске выхода из тупика Киргизии стоит присмотреться к классическим схемам и рецептам, в частности к опыту стабильного развития соседнего Казахстана. Главный урок, который дал постсоветскому пространству Казахстан, прост и очевиден, он заключен в универсальной формуле – «вначале экономика, а затем политика». Пока же эксперименты над собственным народом, в которых который год упражняется, кстати, не только киргизская элита, идет от обратного факта – ни политики, ни экономики.
«Мне просто жаль очень близкий нам братский киргизский народ, который перманентно входит в такую пучину, – отметил в этой связи президент Казахстана. – Все политики при этом говорят, что они заботятся о народе, что они хотят ему хорошего. На самом деле идет мародерство, грабят и жгут магазины, банки закрыты, бизнес из Кыргызстана уходит. Когда нет стабильности, ничего не может быть. Не политикой надо заниматься, не баррикадами. Надо заниматься тем, чтобы сначала накормить народ, дать ему работу. Все это говорит о том, что стабильность и спокойное проживание народа – это самое главное».
Неблаговидная судьба киргизского бунта лишний раз подчеркивает важность проведения в странах Центральной Азии глубоких социальных реформ при сильном и ответственном руководстве. Безответственная элита неспособна динамично реагировать на вызовы времени. Более того, она не в состоянии обеспечивать эволюционный путь развития. Урок строительства независимого Казахстана – «не революция, а эволюция» – может быть усвоен соседями и партнерами, поскольку этот путь доказал свою жизнеспособность на всех этапах развития государственных институтов.
Важно, что ключевую роль в реализации этой стратегии играл фактор первого лица. В Казахстане это первый президент Нурсултан Назарбаев, сумевший превратить некогда дотационную республику бывшего СССР в одну из наиболее динамично развивающихся экономик и одного из авторитетных членов международного сообщества. В этом году Казахстан является председателем ОБСЕ, а в следующем будет руководить не менее авторитетной, но уже мусульманской организацией – ОИК.
Найдется ли подобный лидер в Киргизии? Пока этот вопрос остается риторическим.