В Джалал-Абаде власть переходит из одних рук в другие.
Фото с сайта Фергана.ру
Самым вредным для здоровья министерским постом в Киргизии, похоже, становится должность главы МВД. 7 апреля митингующие сторонники оппозиции жестоко избили в Таласе Молдомусу Конгантиева. В субботу досталось новому министру внутренних дел – Болоту Шерниязову. Представитель временного правительства приехал в Джалал-Абад, чтобы успокоить недовольных сотрудников милиции.
По данным Ферганы.ру, около 500 стражей порядка вышли на митинг, требуя от властей «огласить имена милиционеров, погибших и раненных во время апрельских событий, объявить их героями; наказать людей, избивших экс-министра Молдомусу Конгантиева». Среди других требований – резкое повышение зарплаты; выплата всех положенных пособий и компенсаций сотрудникам милиции: «Мы работаем с утра до ночи, идем на смерть, не имея даже нормальной зарплаты, сотрудники вынуждены брать взятки, потому что на мизерную зарплату жить невозможно».
Выступивший перед милиционерами Шерниязов озвучил информацию о «потерях» во время столкновений 6–7 апреля. По его данным, ранения получили 766 сотрудников милиции. Двух курсантов Академии МВД – Никиту Куща и Эдила Такырбашева – толпа митингующих забила насмерть прямо на центральной площади Бишкека.
На остальные вопросы Шерниязов пообещал ответить через три дня и уже было пошел к машине, когда на него налетела группа агрессивных женщин средних лет, сторонниц бывшего министра обороны Бакытбека Калыева, ныне арестованного и дающего показания в Бишкеке. Сначала Шерниязова били женщины, потом присоединились и некоторые милиционеры. С грехом пополам охране Шерниязова удалось увезти шефа. Кортеж из Джалал-Абада уехал под свист и улюлюканье.
Воодушевленные успехом женщины пошли захватывать местную обладминистрацию, и сделали это, не встретив сопротивления – ведь все милиционеры в это время продолжали митинговать на площади. По тем же причинам через час та же группа женщин захватила и офис местного телевидения. Использование групп агрессивных женщин в политических целях – давняя киргизская традиция. ОБОН (в народе – отряд баб особого назначения) ценят за слаженность, агрессивность, высокую эффективность и невысокую стоимость услуг.
Понятно, что сами женщины являлись инструментом в руках заинтересованных во временной дестабилизации ситуации людей. По мнению наблюдателей, подогревает обстановку на юге родня экс-президента Курманбека Бакиева. Отлет экс-главы государства из страны, за который выступали главы США, России, Казахстана, а также ряд международных организаций, снизил напряженность в стране лишь отчасти. Его родственники и близкие за 5 лет заняли ключевые посты на юге страны и взяли под контроль наиболее прибыльные сферы бизнеса.
Естественно, что в сложившейся ситуации они не желают терять позиции. Кроме клана Бакиевых и временного правительства на юге есть и третья сила – это многочисленная узбекская община. Отношения между ее лидерами и семейством Бакиевых уже давно оставляют желать лучшего. После того как Бакиевы начали терять позиции, борьба между ними и узбеками, желающими передела сфер влияния, вновь обострилась. Сейчас на юге страны находятся два наиболее ярких представителя семейства Бакиевых – неформальный глава Джалал-Абадской области, бизнесмен Ахмад Бакиев и улетевший из Бишкека глава президентской охраны Жаныш Бакиев. По мнению очевидцев, оба склонны к решению проблем с помощью оружия. Учитывая, что за последние 5 лет у узбекской диаспоры к клану Бакиевых накопились вопросы, вероятность применения оружия и соответственно межнациональных столкновений на юге Киргизии значительно выросла.
Бишкек