Воскресенье в Грузии было объявлено Днем траура. Так власти откликнулись на гибель президента Польши Леха Качиньского и других высокопоставленных лиц дружеского государства. Указом Михаила Саакашвили Качиньскому посмертно присужден орден Национального героя Грузии в знак признательности за поддержку на международной арене. При этом в Тбилиси раздались голоса, ставящие под сомнение официальную версию авиакатастрофы. Руку Кремля ряд местных политиков увидел и в другом событии минувшей недели – государственном перевороте в Киргизии.
Сомнение в официальной версии трагедии, случившейся под Смоленском, выразили не только экстравагантные политики типа лидера Антиоккупационного комитета Ираклия Церетели, на спецбрифинге объявившего катастрофу терактом, но и члены правительства. Так, министр охраны природы Гога Хачидзе, многозначительно заметив, что «авиакатастрофа произошла над подозрительной страной в подозрительных условиях», заявил: «Порождает сомнения то, что комиссию по расследованию причин катастрофы намеревался возглавить премьер РФ».
Оставим голословность и моральную сторону подобных умозаключений на совести авторов. По этому случаю из оппозиционного лагеря прозвучал совет: прекратить дразнить Москву. «Режим агонизирует. Патологические страхи Саакашвили и его людей начать терять власть после выборов 30 мая и в скором времени вовсе остаться не у дел выливаются в российские фобии», – считает лидер Национального совета, экс-премьер-министр Зураб Ногаидели. Он опять предупредил власти воздержаться от фальсификации итогов выборов, а также не мешать проведению избирательной кампании.
В последние дни взаимоотношения Нацсовета и властей перешли в острую фазу. В пятницу, например, Ногиадели с ближайшими соратниками Звиадом Дзидзигури и Кобой Давиташили, 30 мая собирающимися баллотироваться соответственно на посты мэра Тбилиси и председателя столичного Законодательного собрания, не смог забрать из типографии отпечатанные агитсредства: предприятие оказалось опечатанным, а на всю готовую продукцию – наложен арест. Препирательства с полицией вылились в драку, закончившуюся арестом нескольких членов Нацсовета. «После ареста оппозиционеров в Киргизии произошла революция. Если Саакашвили или глава МВД Мерабишвили еще раз посмеют тронуть кого-нибудь, за этим последует то, что было в Киргизии, и на этом закончится их власть», – пригрозил Давиташвили. Однако власти, похоже, не особо испугались.
«В Грузии невозможен повтор «киргизского сценария»... Ни после майских выборов, ни во время выборов не будет беспорядков, и не потому, что полиция не допустит этого, а настрой народа другой – у Ногаидели и у других радикальных групп нет поддержки», – заявил министр внутренних дел Вано Мерабишвили, отвечая на вопрос журналистов о вероятности переноса на грузинскую почву «киргизского сценария», который, как убеждены в определенных кругах, осуществлялся Москвой. По мнению Мерабишвили, угрозы Нацсовета не соответствуют его возможностям.
Комментируя последние события, представитель оппозиционного «Альянса для Грузии», один из лидеров Республиканской партии Давид Бердзенишвили, заявил, что «потому и наша политическая организация идет на выборы своим путем». «Саакашвили и его люди заявлениями и действиями хотят еще одной войны с Россией, а Ногаидели – рабства под Россией. Ни то, ни то для нас категорически неприемлемо», – сказал политик.