Продолжения у рукопожатия президентов Турции и Армении пока нет.
Фото Reuters
Сегодня посол Турции в США Намик Тан выедет в Вашингтон для подготовки визита премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Помимо встреч на высшем уровне известно, что в ходе поездки Эрдоган примет участие в саммите по глобальной ядерной безопасности. На это же мероприятие приглашен президент Армении Серж Саргсян, у которого также запланирована встреча с президентом США Бараком Обамой. Не исключено, что в рамках саммита может состояться трехсторонняя встреча Обама–Эрдоган–Саргсян.
Вашингтон прилагает максимум усилий, чтобы процесс примирения между Анкарой и Ереваном не застопорился окончательно. Бурное начало, ознаменовавшееся взаимными визитами турецкого и армянского президентов Абдуллы Гюлля и Сержа Саргсяна на футбольные матчи между сборными своих стран, получившее название футбольной дипломатии, 10 октября 2009 года в Цюрихе на уровне МИДов было подкреплено подписанием «швейцарских протоколов» – «дорожной карты» по урегулированию межгосударственных взаимоотношений. Согласно протоколам Ереван и Анкара начинают политическое сближение, в ближайшей перспективе завершающееся установлением полноценных добрососедских отношений.
Однако к тому, к чему, казалось, были готовы политические лидеры Турции и Армении, не оказались готовы местные общества и консервативные политические слои. В Турции посчитали, что власти, размораживая отношения с Ереваном, бросают на произвол судьбы своего стратегического партнера – Азербайджан, с неразрешенной карабахской проблемой. Ту же точку зрения выразил официальный Баку, начавший ужесточение ценовой политики в отношении газовых поставок в братскую Турцию. Спасать стратегическое партнерство взялся премьер-министр Эрдоган, отметившийся в тот период жесткими заявлениями в ереванском направлении, смысл которых свелся к тому, что нормализации не будет, пока армянская сторона не вернет под азербайджанскую юрисдикцию Нагорный Карабах с прилегающими территориями и принципиально не откажется от международной кампании по признанию геноцида 1915 года в Османской империи.
В ответ и Ереван ужесточил позицию. Армянская сторона ультимативно объявила о том, что парламент ратифицирует «швейцарские протоколы» только после того, как это сделают турецкие коллеги. В свою очередь, парламент Турции «потерял» «швейцарские протоколы» в одном из комитетов, «вспоминая» то отторгнутый от Азербайджана Карабах с опоясывающими районами, то указывая на непрекращающуюся кампанию армян по признанию геноцида, что «духу «швейцарских протоколов» не соответствует».
Масла в огонь подлила рекомендация Конституционного суда (КС) Армении, который согласно местному законодательству рассматривает все международные соглашения республики, прежде чем они поступают на ратификацию в Национальное собрание (парламент). В сопроводиловке КС, по мнению нейтральных экспертов, имеющей чисто внутреннее назначение, содержалось напоминание о геноциде и утраченных по Карсскому договору армянских землях. Однако турецкая сторона объявила, что КС Армении внес изменения в содержание «швейцарских протоколов», а потому процесс примирения замораживается. Не помогло даже вмешательство госсекретаря США Хиллари Клинтон, призвавшей Анкару не искать повода для блокировки примирения. В ответ турецкая сторона огрызнулась замечанием: прекратить оказывать давление и не осложнять ситуацию в регионе в целом. На эти пререкания наложилось признание геноцида армян Международным комитетом Конгресса США, а днем позже парламентом Швеции. Реджеп Тайип Эрдоган объявил об остановке процесса турецко-армянского примирения и пригрозил депортировать из Турции армян, нелегально находящихся на заработках. Армянская сторона и бровью не повела – жили без отношений с Турцией и дальше проживем – и попыталась нарастить инициативу, напомнив президенту Бараку Обаме об обещании, данном в ходе предвыборной кампании, признать геноцид армян – 24–25 апреля будет отмечаться 95-летие трагедии.
Как утверждают в эти дни в Ереване, международный процесс признания геноцида принял необратимый характер. Заявления такого рода не кажутся чрезмерно оптимистичными, если взять во внимание серьезные явления в самой Турции. Несколько местных историков, адвокатов и правоведов в интервью ведущим турецким газетам одновременно призвали власти не идти против течения, признать факты массового убийства и изгнания армян, начавшиеся в конце XIX века, апогеем которых стал 1915 год, и поставить наконец точку на этой трагической странице истории турецкого государства. В отличие от прошлых лет, когда такого рода заявления или признания сурово карались законом, ученые находятся на свободе. Равно как и мэр города Диарбекир Осман Бейдемир, на региональной конференции принесший официальные извинения армянскому народу, «до 1915 года составлявшему почти половину населения Диарбекира», и смело призвавший их вернуться на родные земли: «Никакие извинения не могут облегчить эту трагедию... Вы были вынуждены уйти, но будьте уверены: потеряли не вы, а мы, оставшиеся здесь. Вы унесли с собой удачу и мир».
Вот на таком непростом внешне- и внутриполитическом фоне Эрдогану придется вести переговоры с Бараком Обамой и, возможно, с Сержем Саргсяном по болезненным для Анкары вопросам. Его угрозы и ультиматумы не оказались слишком эффективными. И поэтому не исключено, что теперь Эрдогану после кнута придется использовать пряник.