В отношениях с Узбекистаном Евросоюз перешел от слов к делу – с 1 апреля возобновляются рейсы авиакомпании Lufthansa из Мюнхена в Ташкент и обратно. Это первый шаг к восстановлению полноценного сотрудничества после объявленной Брюсселем отмены санкций в отношении Узбекистана.
С сегодняшнего дня из Ташкента в Германию можно долететь. Полеты по маршруту Мюнхен–Ташкент будут осуществляться три раза в неделю. Об этом накануне на пресс-конференции в Ташкенте сообщил представитель немецкой компании в Узбекистане и Казахстане Андрэ Щебрюков.
Напомним, что санкции ЕС (запрет на въезд в страны ЕС 12 высокопоставленных узбекских чиновников, торговлю оружием, экономические ограничения) были введены из-за отказа узбекских властей допустить к расследованию причин и последствий андижанских событий 2005 года международных экспертов. Несмотря на то что Ташкент позднее предоставил материалы собственного расследования трагедии, в Брюсселе это посчитали недостаточным, и в итоге санкции продержались четыре года. За это время большинство стран Европы частично или полностью приостановили торгово-экономическое сотрудничество с Ташкентом, при том, что, по мнению экспертов, ЕС был заинтересован в выстраивании экономической политики с Узбекистаном, занимающим в Центральной Азии ключевую позицию.
«Отмена санкций Евросоюзом вызвана несколькими факторами. Во-первых, ЕС данным решением де-факто признал ошибочность своего прежнего подхода не только к Узбекистану, но и к проблеме цветных революций на постсоветском пространстве. Во-вторых, безусловно, свою роль сыграли геополитические и геоэкономические соображения с учетом понимания важности роли Узбекистана и Центральной Азии в мировых политических процессах, региональной энергетической схеме и в нормализации ситуации в Афганистане. В-третьих, в отмене есть заслуга и самого Узбекистана, сумевшего объяснить европейской элите некие очевидные вещи и прописные истины, которые долгое время не понимались и, более того, воспринимались в Европе в штыки», – сказал «НГ» узбекский политолог Владимир Парамонов. По его мнению, среди европейских стран ведущую роль в развитии отношений с Узбекистаном играет Германия.
Кроме военного сотрудничества – как известно, в Термезе расквартирован с 2001 года немецкий контингент – в Узбекистане работает около 60 немецких компаний, еще 15 имеют свои представительства. Они объединены в Германский экономический клуб. Сфера сотрудничества многоплановая: агросектор, нефтехимия, образование.
Возобновить экономические связи также намерена и Франция. В начале марта Ташкент посетили главы компаний DATA TSP и Datatechnic International SA, выпускающей солнечные энергетические панели. Остальные страны Евросоюза «присматриваются». В конце прошлого года и в начале нынешнего были проведены заседания рабочих групп по вопросам торговли, экономического и промышленного сотрудничества и экспортных кредитов.
«Сегодня необходимо наращивать именно экономические отношения, в первую очередь в инновационно-промышленной сфере, на чем традиционно делает акцент Узбекистан. Каких-то существенных достижений в этом плане пока нет, однако прорывы можно ожидать в скором будущем в виде реализации крупных совместных проектов», – сказал «НГ» Парамонов.
В свою очередь, и Ташкент не прочь развивать сотрудничество с ЕС. Об этом неоднократно говорил министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов. Но при этом официальный Ташкент напоминает, что не потерпит давления извне в любой форме. «Попытки навязывания западных моделей и неких унифицированных стандартов демократии в любой форме являются контрпродуктивными. Евросоюзу никто не предоставлял права контролировать ситуацию в Узбекистане и других суверенных странах мира», – цитирует Норова пресс-служба МИД Узбекистана.