По этой еще в воскресенье пустой колее вчера пошли поезда.
Фото Reuters
В понедельник Узбекистан пропустил первый железнодорожный состав с грузами для Таджикистана. Так закончилась блокада железной дороги, организованная Ташкентом три месяца назад и приведшая к осложнениям дипломатических отношений между двумя странами. Для разрешения ситуации потребовалось и вмешательство ООН.
Хотя обе стороны пока не признают, что конфликт был исчерпан с участием ООН, тем не менее такой вывод напрашивается после того, как премьер министр Таджикистана Акил Акилов попросил вмешаться в ситуацию генерального секретаря организации Пан Ги Муна. На минувшей неделе, находясь в штаб-квартире ООН, таджикский премьер пожаловался на соседей и рассказал, что разногласия касаются энергетической, водной, пограничной, таможенной сфер. На пресс-конференции по итогам заседаний по воде Акил Акилов сообщил, что соседний Узбекистан с января препятствует транзиту железнодорожных составов, следующих в Таджикистан. На узбекской территории, по его словам, скопилось более тысячи вагонов, груженных топливом, сырьем для алюминиевого завода и оборудованием для строящейся Рогунской ГЭС, сообщило агентство «Азия плюс». В связи с этим МИД Таджикистана вручил ноту послу Узбекистана Шокасыму Шоисламову.
В ответной ноте МИД Узбекистана заявил, что задержка железнодорожных составов на территории Узбекистана не «имеет политической подоплеки» и «обусловлена чисто техническими причинами, в том числе многократным увеличением грузопотоков и перегруженностью железнодорожной инфраструктуры Узбекистана».
Высокопоставленный дипломат МИД Узбекистана пояснил «НГ», что одна из причин загруженности железнодорожных путей страны связана с выполнением международных обязательств по обеспечению пропуска невоенных и гуманитарных грузов в Афганистан. Тот же источник сообщил, что руководству железной дороги «Узбекистон темир йуллари» было поручено в кратчайшие сроки решить проблему и обеспечить пропуск железнодорожных составов с грузами, предназначенными для Таджикистана.
Тем не менее в Душанбе уверены, что трудности связаны с проблемами водноэнергетического характера. Ташкент препятствует строительству Рогунской ГЭС, утверждая, что ее возведение нарушит водный баланс в регионе. Таджикский премьер Акилов пояснил, что водохранилище, объем которого 13 млрд. куб. м, будет наполняться в течение нескольких десятков лет. «Поэтому при цивилизованном сотрудничестве эти водноэнергетические проблемы можно решить во благо народов Центральной Азии», – заявил Акилов.
Премьер-министр Таджикистана считает, что ООН могла бы поспособствовать решению этого сложного вопроса. Как стало известно «НГ», Акил Акилов обсуждал таджикско-узбекский кризис с генеральным секретарем Пан Ги Муном и просил оказать содействие в скорейшем разрешении конфликта.
Напомним, что в начале нынешнего года президент Эмомали Рахмон дал старт кампании по сбору средств для строительства Рогунской ГЭС. «Рогун» был объявлен новой национальной идеей Таджикистана, который с Рогунской ГЭС связывает надежды на выход из энергетического кризиса и подъем экономики страны. К настоящему моменту уже собрано более 180 млн. долл.
Официальный Ташкент потребовал приостановить строительство крупного объекта до проведения международной экспертизы. По мнению узбекской стороны, возведение «монстра» приведет к техногенной и экологической катастрофе в Центральной Азии, вызвав как минимум дефицит воды в низовьях. Инициативу президента Узбекистана Ислама Каримова поддержал глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. В ответ Рахмон заручился поддержкой президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова и продолжил свою линию.
«Водноэнергетический вопрос в Центральной Азии политизирован. Нельзя решать его в одиночку. Только все страны бассейна Аральского моря – Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Афганистан и Туркмения – вместе должны решать, что и где можно строить. Реки Вахш и Нарын – не таджикская или киргизская собственность. Это компоненты общерегиональной водной системы. Оптимальным решением было бы создание водноэнергетического консорциума, это старая уже тема, к которой в силу политизации проблемы не хотят возвращаться», – сказал «НГ» директор бишкекского Института стран СНГ Александр Князев.
Ранее эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов в интервью «НГ» предупреждал, что непонимание и нежелание учитывать интересы друг друга в регионе могут привести к возможной эскалации конфликта. «Положение реально может стать драматическим вплоть до резкого обострения дипотношений между Узбекистаном и Таджикистаном и даже до демонстрации силы», – сказал «НГ» Куртов.