Корабли НАТО не получат постоянной прописки в Севастополе.
Фото Reuters
В ближайшее время Виктор Янукович намерен поставить точку в вопросе интеграции Украины в НАТО. Поскольку статус государства в международной системе безопасности до сих пор не был определен, новый президент распорядился разработать законопроект «Об основах внутренней и внешней политики», в котором должен быть закреплен внеблоковый статус Украины. Кроме того, Янукович потребовал разработать и принять новую Военную доктрину. Эксперты сомневаются в долговечности изменений вектора внешней политики и предполагают, что новый президент пытается вызвать доверие российского руководства.
О том, что Украина намерена закрепить свой внеблоковый статус, Янукович заявил еще 1 марта в Брюсселе. В ходе первого президентского визита в столицу Евросоюза он не запланировал традиционные встречи с руководством НАТО. Но сказал, что будет развивать все программы сотрудничества с альянсом, утвержденные при Кучме и Ющенко. А спустя две недели украинская делегация, участвовавшая в очередном заседании комиссии Украина–НАТО, рассказала о новых приоритетах внешней политики. Официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай сообщил журналистам, что Украина отныне стремится к партнерству, а не к членству в НАТО. Он заверил, что это не повлияет на программы сотрудничества.
Между тем Виктор Янукович поручил новому министру иностранных дел Константину Грищенко первым делом разработать законопроект о внешней политике. По украинской Конституции стратегию внешнеполитических отношений определяет глава государства и утверждает Верховная Рада. Эксперты уверены, что нынешний состав правящей коалиции с легкостью утвердит новшества, ведь в одном из первых пунктов коалиционного соглашения четко сказано о намерении «закрепить на законодательном уровне внеблоковый статус Украины, что означает отказ от участия в военно-политических союзах других государств». Янукович, выступая недавно перед руководством Службы безопасности Украины, уточнил свою позицию: «Принцип нейтралитета не значит для Украины самоустранение от всех процессов на европейском континенте.
Украина принимала и будет принимать активное участие в дискуссии относительно будущей программы европейской политики в сфере безопасности». Он добавил, что новый вектор внешней политики потребует от Украины утверждения и новой Военной доктрины, которая создаст основу для усиления обороноспособности внеблокового государства. В этом контексте президент рассматривает вопросы о переходе на профессиональную контрактную армию, о закупке современных вооружений – в первую очередь для ракетных войск и системы ПВО.
Глава украинского МИДа признал, что задачи сложны и требуют серьезного осмысления. Однако уточнил, что вскоре проекты документов будут разработаны. Эксперты скептически оценивают новые решения власти, поскольку на сегодня в украинском госбюджете нет средств даже на текущие расходы армии. Центр исследований армии, конверсии и разоружения обнародовал собственные финансовые расчеты, согласно которым Украине придется в ближайшие семь лет потратить до 60 млрд. долл. на обеспечение собственной безопасности в условиях внеблокового статуса.
Председатель парламентского комитета по вопросам евроинтеграции Борис Тарасюк тоже выступил с критикой идей Януковича. Он отметил, что нейтралитет непозволителен для Украины не только по финансовым, но и по геополитическим причинам, поскольку страна постоянно испытывает внешнеполитические угрозы и не сможет адекватно противостоять возможной агрессии. Тарасюк считает, что новая власть уповает на защиту со стороны России. Однако, по мнению депутата, это означает, что «Украина превратится в поле единоличного доминирования и господства соседнего государства. Это прямая угроза независимости и суверенитету Украины».
Украинской армии придется рассчитывать только на себя. Фото Reuters |
Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов, напротив, уверен, что внеблоковый статус позволяет украинскому руководству избежать внешнего давления и избавить экономические отношения с основными зарубежными партнерами от влияния обязательств в вопросах безопасности. Эксперт предполагает, что честная и открытая позиция в столь сложном вопросе найдет понимание и поддержку как Запада, так и России.
Впрочем, все политики и политологи обращают внимание на тот факт, что это уже не первая попытка украинского руководства четко определить место и роль государства в системе международных отношений. Леонид Кучма на посту президента дважды вписывал в стратегические планы государства членство в НАТО, а затем менял вектор внешней политики. Виктор Ющенко, жестко ориентировавшийся на вступление в НАТО, за пять лет президентства практически ни на шаг не продвинулся в этом направлении, поскольку не смог на основе этого плана консолидировать политические силы и общество.
Директор Института евро-атлантического сотрудничества Александр Сушко отмечает, что внешнеполитическая стратегия может быть реализована только в том случае, если ее поддерживает большинство политиков и граждан. В Украине такого единства мнений до сих пор нет. Поэтому президент даже не говорит о внесении пункта о внеблоковом статусе в Конституцию государства – ведь в Верховной Раде нет конституционного большинства голосов, способного поддержать изменение стратегического вектора внешней политики. А закон гораздо проще принять, но без особого труда можно изменить или отменить, отмечают эксперты. Поэтому они предполагают, что скороспелое решение призвано не столько определить статус Украины в международных отношениях на долгосрочную перспективу, сколько порадовать российскую власть накануне майского визита Дмитрия Медведева в Киев.
Киев