Максим Бакиев уже сейчас фактически управляет экономикой страны.
Фото с официального сайта президента Киргизии
В среду в Бишкеке завершил работу так называемый Курултай согласия. К согласию в обществе, правда, он так и не привел. Оппозиция, не приглашенная на форум, неделей раньше провела свой Курултай, предъявив властям ультиматум из семи пунктов, а участники пикета против Курултая согласия были задержаны и оштрафованы.
Более того, в своем выступлении на Курултае президент Киргизии Курманбек Бакиев дал жесткую отповедь оппозиции, которую обвинил в «однобокой критике и огульном охаивании». По мнению главы Киргизии, в то время как он занимается последовательным проведением крайне необходимых обществу реформ, его противники увлеклись «шумной трескотней». Конечно, оппозицию в республике, как, впрочем, и в любой другой стране, трудно называть идеальной. Другое дело, что множатся ряды оппозиции во многом из-за политики самого Курманбека Бакиева и его ближайших соратников, в число которых, кстати, входят родственники главы государства.
Любопытно, что Курманбек Бакиев в своей речи перед Курултаем согласия много говорил о «семейных и родовых ценностях», признав, правда, что «родственные связи и коррупция» опутывают страну «по рукам и ногам». Жаль только, что при этом президент промолчал о том, что его сын Максим Бакиев, по сути, давно уже стал вторым лицом в государстве, а силовые структуры Киргизии контролирует его брат. Не случайно же одно из главных требований оппозиции – «освободить от занимаемых государственных должностей сыновей Курманбека Бакиева – Максима и Марата, братьев Жаныша, Адыла и Марата. Прекратить вмешательство сыновей, братьев и других членов семьи в деятельность государственных и местных органов власти». Естественно, ни о требованиях оппозиции, ни о роли своих ближайших родственников в управлении страной «главный» Бакиев не сказал в своей речи. Зато он долго и подробно говорил о некоей «совещательной демократии».
Дело в том, что Курманбек Бакиев, судя по всему, разочаровался в выборах, которые, по его словам, «все больше походят на марафон толстосумов». Это разочарование понять можно. Во-первых, больше участвовать в выборах Бакиев не может – Конституция Киргизии ограничивает полномочия президента двумя сроками. Два раза на выборах Бакиев уже побеждал. На выборах после революции роз в 2005 году Курманбек Бакиев победил благодаря тому, что гораздо более популярный в стране бывший вице-президент Феликс Кулов отказался баллотироваться в главы государства, согласившись создать с Бакиевым тандем. Тандем продержался недолго, и Бакиев стал полновластным хозяином Киргизии. Свои вторые выборы Бакиев выиграл в прошлом году. При этом злые голоса утверждают, что на свою избирательную кампанию Бакиев потратил большую часть предоставленного Россией многомиллионного гранта.
Судя по всему, Курманбек Бакиев намерен еще долго руководить страной, пусть даже через своих родственников. Не случайно же на Курултае согласия он заявил, что решать главные вопросы, стоящие перед Киргизией, нужно не на собраниях, референдумах или выборах, а в рамках «координирующего и коммуникационного учреждения – Президентского совещания». Как известно, по поправкам в Конституцию, предложенным президентом Бакиевым, право избирать временного президента (если глава государства не сможет исполнять свои обязанности) имеет как раз Президентское совещание. То есть представители высшего руководства страны и члены администрации президента. Но Конституционный суд решил, что избирать и.о. президента может Госсовет республики. Для справки: в Госсовет по должности входят премьер-министр республики, спикер парламента, председатель Конституционного и Верховного судов, госсекретарь, руководитель администрации президента, генпрокурор, министр обороны, председатель Службы национальной безопасности и мэр столицы Киргизии. Возглавляет Госсовет глава Киргизии, а рабочим органом является президентская администрация. В общем, то же самое Президентское совещание, только в профиль.
В оппозиции опасаются, что речь идет о подготовке сценария династической передачи власти. То есть если раньше главу государства в форс-мажорной ситуации мог сменить спикер парламента или премьер-министр, то теперь престолонаследником может оказаться кто-то из ближайших родственников президента.
Не исключено, что этим человеком станет сын Курманбека Бакиева Максим. Сейчас ему 32 года, но к окончанию второго президентского срока Бакиева-старшего (2013 год) Максиму будет уже 35 лет, то есть, согласно Конституции, он уже сможет стать президентом. Вообще же фигура Максима Бакиева – одна из самых обсуждаемых в Киргизии.
Сегодня Максим Бакиев – ключевая фигура при реализации наиболее прибыльных экономических проектов в Киргизии. Он директор созданного недавно Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям Киргизии (ЦАРИИ). Эта структура, как известно, курирует столь же спешно созданный Фонд развития Кыргызстана. Последний, в свою очередь, создан специально для того, чтобы «распределять» 1,7 млрд. долл., которые Россия обещала выделить на строительство Камбаратинской ГЭС-1. Правда, деньги Россия не дала, так как ранее полученные Киргизией кредиты в суммарном размере в 450 млн. долл. власти республики потратили нецелевым образом. Деньги, кстати, распределял как раз Фонд развития Кыргызстана. Успел фонд засветиться и в другой скандальной истории.
В феврале суд Италии выдал ордера на арест 56 человек, связанных с мафией. Среди них оказался и гражданин США российского происхождения, финансовый консультант правительства Киргизии Евгений Гуревич, чья компания MGN выиграла тендер на управление средствами фонда. Контракт после скандала в СМИ был аннулирован. Кстати, сайты, которые сообщали о скандале вокруг Гуревича, были тут же заблокированы. Потом проблемы начались у заинтересовавшейся темой радиостанции «Азаттык», ряда оппозиционных газет.
Заметим, что возглавляемое Бакиевым-младшим ЦАРИИ, по сути, является теневым правительством республики. Максим Бакиев, по словам эксперта по Центральной Азии из Института стран СНГ Андрея Грозина, «контролирует настоящую финансово-промышленную империю, в основном через подставные офшорные фирмы, выигравшие аукционы по приватизации почти всех предприятий энергетической системы республики, а также телекоммуникационной компании «Киргизтелеком».
Российскому специалисту вторит немецкий эксперт по Центральной Азии Беате Эшмент: «Инвестиционные средства, деньги, выделенные на помощь Киргизии, которые, насколько я знаю, должны проходить через то самое ЦАРИИ, которое упоминается в связи с перераспределением денег в пользу «семьи». «Россия, – напоминает эксперт, – заявила, что не будет больше давать Киргизии денег, пока не станет ясно, на что были использованы ее кредитные средства, выданные на строительство Камбаратинской ГЭС. И я думаю, что западные страны и организации должны были бы поступить так же и сказать, что сперва необходимо посмотреть, где осели их деньги, как идут дела, а уже затем продолжать давать их».
Все это происходит на фоне расслоения общества, повышения цен на товары и услуги ЖКХ, подозрительной, с точки зрения оппозиции, приватизации стратегических предприятий, давления на средства массовой информации. Понятно, что в такой ситуации президент и его окружение все меньше думают о выборах, полагаясь на специфические и далекие от демократии способы удержать власть.