Николай Азаров готов к визиту в Москву.
Фото Reuters
Сегодня премьер-министр Украины Николай Азаров экстренно прилетит в Москву, чтобы продолжить переговоры, начатые во вторник делегацией украинского Минтопэнерго. Визит Азарова был организован по личной инициативе главы российского правительства Владимира Путина, который во вторник вечером позвонил президенту Украины Виктору Януковичу. Комментируя ситуацию, эксперты отмечают небывалую засекреченность переговоров и сходятся во мнении, что вызов Азарова в Москву свидетельствует о неблагоприятном развитии событий.
Хотя украинская делегация вернулась в Киев во вторник вечером, но вчера в течение дня ни одно украинское отраслевое ведомство не располагало информацией о сути состоявшихся бесед. Чиновники рекомендовали дождаться итогов визита Азарова.
Судя по напряженному графику закрытых совещаний и заседаний, украинская сторона готовилась к сегодняшним встречам как к стратегически важному бою. Один из чиновников, близких к переговорам, пояснил «НГ», что речь идет даже не о конкретной цене газа, а о достижении принципиальной договоренности относительно условий снижения этой цены. «Украинский премьер ничего не будет подписывать. То, о чем мы сможем договориться сейчас, ляжет в основу документов, которые будут подписаны не ранее встречи президентов Украины и России, запланированной на середину мая», – сказал он.
Сам Азаров вчера, открывая заседание правительства, подтвердил, что едет в Москву «готовить почву к майскому визиту Дмитрия Медведева в Украину». Он пояснил, что кроме газовых соглашений требуется подготовить документы о сотрудничестве в ряде других сфер – самолетостроении, ОПК, атомной энергетике. «За последний год товарооборот между Украиной и Россией значительно сократился, поэтому мы должны приложить усилия для восстановления и расширения отношений», – сказал Азаров министрам.
Однако в Киеве считали, что главным вопросом повестки дня остается газовая проблематика. Тем более что в этой сфере появилась новая интрига: во вторник в Украине были закрыты возбужденные еще в 2005 году уголовные дела против бывшего руководителя «Нафтогаза Украины», экс-главы Управления делами президента Игоря Бакая. В разгар оранжевой революции он переехал жить в Россию и вскоре получил российское гражданство. Оранжевая власть обвинила бывшего ближайшего соратника Кучмы в злоупотреблении служебным положением и незаконных сделках по распродаже госсобственности. Хотя формально «дело Бакая» стало одним из самых громких после революции, но бывший украинский высокопоставленный чиновник, не таясь и не опасаясь ареста либо преследования, жил на Рублевке. В интервью украинскому телеканалу в 2006 году он пояснил, что общается со многими украинскими политиками из разных политических лагерей, которые обращаются к нему за помощью при решении сложных вопросов в России. В 2009 году, когда разразился украинско-российский газовый кризис, информированные украинские политики намекали на участие Бакая в его разрешении. Сам Бакай ни разу не подтвердил и не опроверг свою причастность к решению межгосударственных газовых проблем. Но факт закрытия уголовных дел породил новую волну политических слухов.
«Я сомневаюсь, что нынешние газовые переговоры и завершение уголовного преследования Бакая как-либо связаны, – сказал «НГ» политолог Михаил Погребинский. – Оправдание соратника Кучмы при новой власти было предопределено и прогнозируемо. А что касается нынешних переговоров, то, на мой взгляд, режим абсолютной секретности может свидетельствовать о неблагоприятном развитии событий, об угрозе нового украинско-российского конфликта. Поэтому-то и потребовалось перевести разговор на более высокий уровень».
Эксперты предполагают, что причина возникших проблем кроется в нежелании российской стороны снижать цену на газ для Украины в обмен на участие в газотранспортном консорциуме, который намеревается создать новое правительство. Погребинский отметил, что в среде новой украинской власти нет единого мнения об условиях создания такого консорциума: «Ранее говорили о возможности передачи «Газпрому» права собственности на часть акций украинской газотранспортной системы (ГТС), потом появились заявления, что, мол, передадут «только в управление». Называются разные размеры пакета акций, разные условия┘».
Политолог Дмитрий Выдрин считает, что Россия, инициировавшая создание консорциума еще в 2002 году, к настоящему моменту потеряла интерес к этому проекту. «Они в любом случае будут достраивать Северный и Южный потоки. Это значит, что украинская труба может потерять свое важное транзитное значение». Поэтому, считает эксперт, тема создания консорциума из возможной уступки Украины превращается в российскую уступку, торговаться на этой основе становится невозможно.
Эксперты рассуждают о том, на какие еще компромиссы может пойти украинская сторона, чтобы добиться снижения цены на газ. Директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов уверен, что первым в этом списке стоит вопрос о продлении соглашений о базировании Черноморского флота РФ в Крыму. Политолог Алексей Гарань считает, что уступки с украинской стороны возможны также в языковой сфере и в вопросе усиления роли Православной церкви Московского патриархата в Украине. «Пока мы слышим много заявлений о дружбе, партнерстве, восстановлении добрых отношений, но все это – ширма, за которой скрывается очень сложный комплекс проблем, легких решений которых не существует», – пояснил эксперт. С ним согласен сотрудник Центра им. Разумкова Михаил Пашков, который прогнозирует начало «периода жесткого и серьезного диалога по ключевым проблемам, которые накопились в двусторонних отношениях».
Политологи приходят к выводу, что ни у украинской, ни у российской стороны нет безболезненного рецепта решения самых острых вопросов. Возможно, именно поэтому потребовались посредники, одним из которых станет, видимо, Игорь Бакай.
Киев