Ильхам Алиев говорит о Карабахе только в контексте неделимого азербайджанского государства.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Ереван и Баку за последние три дня обменялись выпадами и в очередной раз поставили под вопрос заверения посредников о скорой развязке карабахской проблемы. Противоположные заявления, острая тональность продемонстрировали, что стороны ни на йоту не сблизили позиции. Все бы ничего, только за последнюю неделю на различных участках линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики (НКР) режим прекращения огня был нарушен 98 раз.
Пикировка между Арменией и Азербайджаном началась с интервью президента Сержа Саргсяна каналу Euronews, в котором он предложил Баку подписать соглашение о неприменении силы, что «послужит установлению доверительных отношений между Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом».
Что по большому счету вывело из себя азербайджанскую сторону, не очень понятно, поскольку предложение армянского лидера соответствует обновленным Мадридским принципам карабахского урегулирования, напрочь исключающим применение силы и положительно охарактеризованным Баку. Официальный представитель МИД Азербайджана Эльхан Полухов заявил, что Баку готов подписать договор о неприменении силы, но «только после деоккупации территорий Азербайджана», без чего заявления о мире носят популистский характер и рассматривать их серьезно не стоит. «После вывода оккупационных армянских сил с наших территорий мы будем готовы подписать такого рода соглашения», – подчеркнул Полухов.
Сам президент Ильхам Алиев высказался по этой теме на праздновании Новруз байрама в Баку: «Основная часть переговоров завершена. Могу сказать, что сделанные предложения в целом, за небольшим исключением, полностью соответствуют национальным интересам Азербайджана». По его словам, «выдвинутые в ходе переговорного процесса предложения обеспечивают территориальную целостность Азербайджана, возвращение оккупированных территорий под контроль Баку». «Если другая сторона проявит конструктивизм и согласится на предложенный вариант, то мы можем более быстро продвинуться в решении конфликта», – заявил Ильхам Алиев и подчеркнул, что никогда Карабах не будет независимым государством.
В Ереване тут же откликнулись не менее цветастым заявлением о том, что скорее небо рухнет на землю, чем Карабах вернется в состав Азербайджана, и напоминанием, чем обернулось для грузинского президента Михаила Саакашвили нежелание подписать мирное соглашение с Абхазией и Южной Осетией. В воскресенье заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян дезавуировал слова президента Азербайджана о скором восстановлении юрисдикции Баку в НКР. «Обеспечив на конституционном уровне бессменность своей власти, полученной по наследству, Ильхам Алиев возомнил, что может говорить от имени времени, международного права, посредников, Армении и народа Нагорного Карабаха, – заявил Кочарян. – В Баку делают вид, что не видят безальтернативности независимости Нагорного Карабаха... НКР – состоявшееся в полном соответствии с нормами международного права государство, которое сумело противостоять политике этнических чисток и агрессии Азербайджана».
Между тем ситуация в самом Нагорном Карабахе, точнее, на линии соприкосновения, за последнюю неделю заметно обострилась. Согласно данным Министерства обороны НКР, азербайджанские силы с 14 по 20 марта 98 раз нарушили режим прекращения огня. «Только 15 марта в 17–19 часов в сторону расположенных на юго-восточном участке линии соприкосновения карабахских позиций из снайперских винтовок было выпущено 13 пуль. Десятки аналогичных фактов зафиксированы и на других участках передовой линии... В результате предпринятых военнослужащими Армии обороны НКР ответных действий на всех направлениях противник прекратил обстрелы», – отмечается в сообщении пресс-службы Министерства обороны НКР. Кроме того, «подразделения противовоздушной обороны НКР зафиксировали учебные полеты воздушных сил противника в приграничной территории, но нарушений воздушной границы НКР не было».
Начальник Главного информационного управления аппарата президента НКР Давид Бабаян по телефону подтвердил «НГ»: «Положение действительно обострилось. Но мы привыкли, что к праздникам азербайджанцы начинают «мутить» – сейчас это Навруз байрам... Но ситуация под контролем Армии обороны НКР и чего-то из ряда вон выходящего нет», – сказал «НГ» Бабаян. По его словам, предложение Сержа Саргсяна подписать соглашение о неприменении силы звучит не в первый раз, но азербайджанская сторона каждый раз отказывается. «Такая инициатива исходила и от руководства НКР. Идею положительно оценили и посредники Минской группы ОБСЕ, курирующей переговоры. Но подвижек нет», – сказал Бабаян. Подвис и вопрос, связанный с возможным возвращением представителей НКР за стол переговоров, несмотря на то что у Баку уже нет принципиальных возражений. «Здесь нюанс – ради чего возвращаться? Если азербайджанская сторона попытается отыграть ситуацию и вернуться к вопросам 1988 года, то в таком диалоге большого смысла нет. Если же она готова начать с нуля, то есть учесть сегодняшние реалии, то Степанакерт – за», – резюмировал Бабаян.