Экс-премьер Грузии Зураб Ногаидели теперь надеется на Россию.
Фото Reuters
Экс-премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели совершает шестой за последние 2–3 месяца визит в Москву. Как сообщили «НГ» в его окружении, цели нынешней поездки экономические: возможное возвращение грузинской продукции на российский рынок и открытие авиасообщения. Власти Грузии, обвиняющие Ногаидели в предательстве нации, объявили, что экс-премьер убыл в Москву для уточнения действий после выборов мэра Тбилиси, назначенных на 31 мая. Под этим подразумевается возможное вмешательство Москвы, в том числе и военное, во внутреннюю ситуацию.
У Ногаидели программа пребывания в Москве в среду оказалась насыщенной, и получить ответы на вопросы оказалось возможно вечером, после подписания номера в печать. В его окружении же обвинения властей назвали клеветой. Впрочем, экс-премьер сам дал повод для «клеветы».
Накануне нынешнего московского визита Ногаидели участвовал в программе «Акценты» Общественного вещателя Грузии, в которой был обрисован возможный сценарий российского военного вмешательства в поствыборные процессы. «НГ» уже писала о том, что в Тбилиси не исключают того, что часть оппозиции может опротестовать итоги выборов мэра грузинской столицы, устроить какие-то волнения и обратиться за помощью к России, то есть попытаться повторить приблизительный сценарий оккупации Грузии Красной армией в 1921 году. На вопрос ведущей программы, что он будет делать в этом случае, Ногаидели, до того заявлявший о возможности восстания, если результаты выборов будут фальсифицированы, ответил, что первичной задачей является освобождение страны от режима Михаила Саакашвили, а уже потом «посмотрим, как быть с российскими танками». К слову, не только бывший премьер, но и, скажем, экс-спикер Нино Бурджанадзе, на днях также побывавшая в Москве, придерживается стойкого убеждения, что во всех бедах Грузии виновен конкретно Саакашвили, и в катастрофических отношениях с Россией – тоже, и только с его уходом с политической арены может наступить какой-то просвет.
Скандальный ответ Ногаидели взбудоражил общественность и, похоже, окончательно похоронил зыбкие надежды на то, что разрозненная внепарламентская оппозиция сумеет-таки договориться и выступит на майских выборах единым фронтом против кандидата от властей, нынешнего мэра Гиги Угулавы. От союза с экс-премьером окончательно отказался вступавший с ним в переговоры и этим ставивший под вопрос существование собственного альянса «Для Грузии» бывший постпред в ООН Ираклий Аласания.
Выжидательную позицию занял экс-кандидат в президенты Леван Гачечиладзе: о своем решении он обещал объявить на днях, но при этом дал понять, что с Аласанией ему точно не по пути, а с Ногаидели – «посмотрим». Таким образом, к майским выборам политическая команда экс-премьера пока идет в союзе со среднерейтинговыми Консервативной и Народной партиями, лидеры которых Звиад Дзидзигури и Коба Давиташвили тоже собираются посетить Москву в ближайшие несколько дней. Словом, пока негусто. А выборы столичного градоправителя очень важны: именно с победы в Тбилиси, главном политическом и финансовом центре Грузии, оппозиция намерена начать «демонтаж нынешней власти». И нелишне также напомнить, что сам Саакашвили начал восхождение именно из органов муниципальной власти.
Ногаидели в наращивании политического капитала надежды возлагает на успех в переговорах по вопросам торговой и транспортной деблокады Грузии со стороны России. Подобного рода ход, когда после его визита в конце прошлого года власти Южной Осетии демонстративно освободили арестованных грузинских подростков, а затем российская сторона разрешила грузинской организовать несколько чартерных рейсов в РФ, позволил Ногаидели повысить рейтинг. Теперь, если после его визита Москва вдруг объявит, скажем, об отмене торгового эмбарго, бывший глава правительства может претендовать в глазах электората на более значимую роль, чем просто «одного из противников Саакашвили». Возможно, увеличится и количество желающих заключить с ним политический союз.
Сказанное пока едва ли относится к Нино Бурджанадзе. Она после переговоров в Москве отбыла в Европу, а затем собирается в США. Очевидно, ее позиция прояснится только по возвращении домой. Сейчас же она не скупится на жесткую критику недавних соратников. Вплоть до жестких обвинений Саакашвили в потере Абхазии и Южной Осетии. Ее прямое включение из Москвы сразу после встречи с премьером РФ Владимиром Путиным в ток-шоу телекомпании «Рустави-2» вышло не менее скандальным, чем упоминавшееся выше заявление Ногаидели. Бурджанадзе, несмотря на провокационные попытки ведущего, наотрез отказалась говорить о России как о «стране-оккупанте», а на не менее провокационный вопрос о том, какие чувства она испытывает, находясь в столице империи, осуществившей против Грузии агрессию, заявила, что ощущает себя в столице могущественного государства, с которым считаются США, Китай, Европа – вообще весь земной шар и с которым Грузии подавно следует считаться.