Теперь за проезд белорусам придется платить больше.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
С сегодняшнего дня в Белоруссии на 16% дорожает проезд в общественном транспорте, с субботы на 7% поднялись цены на бензин и на 5% – на сахар-песок. К столь непопулярным решениям власти вынуждены прибегнуть из-за серьезных проблем в экономике страны.
Эксперты опасаются, что это только начало проблем, в основе которых нереформированная административная экономика, неспособная к эффективной деятельности без внешних дотаций.
Если говорить о причинах подорожания бензина и связанного с ним повышения стоимости проезда, то это изменение условий поставки в Белоруссию российской нефти в 2009 году. Белорусские НПЗ не в состоянии обеспечить эффективную переработку нефти при повышении стоимости каждой тонны на 100 долл. В результате заводы работают в половину своей мощности, оборотных средств у них нет. Переработчики не зарабатывают, а теряют по 200 долл. на каждой тонне. Операторы рынка ждут от правительства неких спасительных решений. По оценкам экспертов отрасли, повышение внутренних цен на топливо окажет незначительную поддержку нефтепереработчикам. Они полагают, что для спасения отрасли нужны более радикальные решения.
Напомним, что нефтянка для Белоруссии является стратегической отраслью, так как дает основную часть валютных поступлений. Снижение объемов экспорта и его цен привело к сокращению валютных поступлений в 2009 году почти на 40% – до 25,9 млрд. долл. Январь 2010 года с его новыми условиями поставки российской нефти дал сокращение валютных поступлений в 2 раза уже по сравнению с декабрем 2009 года. Внешнеторговое сальдо сохраняет глубокую отрицательность – 5,5 млрд. долл. вместо планируемых 1,5 млрд. долл.
Комментируя ситуацию, местные экономические эксперты говорят не столько о «коварности» России, которая ухудшила положение НПЗ, сколько об ошибочности национальной экономической политики, делавшей ставку на те ресурсы, которыми сама не обладает. Фактически начинают сбываться предостережения независимых экспертов о том, что лишение российских энергетических дотаций приведет к краху белорусскую экономику, сохранившую структуру советского периода.
Системные ошибки лежат и в основе других проблем белорусской экономики. В частности, повышение цен на сахар правительство объясняет ухудшением финансового положения его производителей, что, в свою очередь, вызвано ограничениями для белорусского сахара на российском рынке. В настоящее время на складах сахаропроизводителей лежит почти четырехмесячный запас этого продукта. Экономические эксперты, однако, говорят о том, что изначально наращивание мощностей четырех сахаропроизводящих заводов было стратегической ошибкой власти и нерациональным расходованием средств. Государственные экономические стратеги не учитывали того, что все страны защищают своих сахаропроизводителей, а тягаться с куда более низкими мировыми ценами на тростниковый сахара – бессмысленная затея.
К сожалению, приходится констатировать, что правительство Белоруссии пока не сделало правильных выводов из этих ошибок. В конце минувшей недели белорусские представители во главе с вице-премьером Андреем Кобяковым устроили истерику на заседании комиссии Таможенного союза по поводу условий поставок нефти. Белоруссия согласилась на Таможенный союз только из-за желания получать и дальше дешевые энергоносители, однако именно этот вопрос Россия намерена вынести за скобки Таможенного союза.
Поведение белорусских властей, не желающих признать очевидное и приступить к структурным реформам с учетом местных, а не импортируемых ресурсов дает экспертам основания говорить о том, что ситуация дальше будет только ухудшаться.
Минск