Национальное собрание (парламент) Армении во вторник ратифицировало соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ (Белоруссия, Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан) и об основных принципах системы скрытого управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ. Таким образом, Армения стала вторым членом блока, вслед за Казахстаном, принявшим этот документ. Между тем процесс ратификации прошел не совсем гладко: у документа нашлись критики.
Оппозиционный депутат из фракции «Наследие» Степан Сафарян, комментируя присоединение Армении к КСОР ОДКБ, заявил, что, теперь республика обязана реагировать на возможные просьбы стран – партнеров по организации об оказании военной помощи, в том числе, по предоставлению живой силы. «Не исключено, что Россия может использовать Армению при возникновении проблем в Абхазии или Южной Осетии», – заявил Сафарян и подчеркнул, что ему «непонятны возможные последствия соглашения, в частности, насколько Россия готова защищать армянские интересы».
У других критически настроенных депутатов армянского парламента возник вопрос о совмещении членства в КСОР ОДКБ с сотрудничеством с НАТО. Как раз за несколько дней до ратификации парламентом соглашения по созданию КСОР, находившаяся в Ереване экспертная группа Североатлантического альянса положительно оценила ход реализации Программы действий индивидуального партнерства Армения-НАТО (IPAP). IPAP, напомним, предполагает оценку состояния отношений с соседями, судебные реформы, демократический контроль над вооруженными силами, формирование демократических институтов и др. С учетом этого в армянском парламенте высказали предположение, что ряд требований IPAP может войти в противоречие с обязательствами и условиями создания или функционирования КСОР. Однако, как заявил независимый депутат Виктора Далакяна, ситуация для Еревана не складывается экстраординарным образом. «Активизируя сотрудничество в рамках ОДКБ, мы развиваем российский вектор, а IPAP – западный. Многовекторная политика лишь играет на руку Армении», – считает Далакян.
Ярые сторонники ратификации соглашения о создании КСОР свою позицию аргументировали необходимостью повышения уровня безопасности как Армении, так и Нагорного Карабаха (НКР). «Несмотря на то, что НКР не является членом ОДКБ, сложно представить, что в случае угрозы его безопасности, КСОР не окажут содействия», – считает глава комиссии по внешним сношениям парламента Армении Армен Рустамян.
Между тем и опасения по поводу "опасных" для Еревана обязательств в рамках КСОР, и уверенность в помощи КСОР кажутся преувеличенными. Уставом ОДКБ предусмотрено оказание военной помощи членами блока друг другу в случае прямой агрессии извне против одного или нескольких членов ОДКБ. Ни Абхазия, ни Южная Осетия не состоят в ОДКБ, а являются территориями, суверенитет которых признан Россией. Но не более. Поэтому гипотетическая военная агрессия в этом направлении со стороны Грузии, а больше ожидать не от кого, никак не вынудит Армению под каким-то видом вмешаться в конфликт. Аналогично, при возобновлении военных действий в Нагорном Карабахе – лишь включение НКР в состав Армении позволит расценить действия Азербайджана как агрессию против члена ОДКБ, и, соответственно, рассчитывать на помощь КСОР. А такого сценария – вхождение НКР в состав Армении – нет ни в Ереване, ни в Степанакерте.