В начале будущей недели состоятся очередные российско-белорусские переговоры по вопросам Таможенного союза. В среду в Минске замминистра иностранных дел Белоруссии Андрей Евдоченко сообщил журналистам, что взаимных претензий у сторон немало и что комиссия Таможенного союза уже рассматривает свод первых поступивших претензий. Из его слов создается впечатление, что прогнозы скептиков относительно осуществимости идеи создания Таможенного союза начинают сбываться.
В ходе первого раунда переговоров устранить взаимное недовольство партнерам не удалось. Второй раунд намечен на начало следующей недели. Андрей Евдоченко рассказал журналистам о том, что происходит в кулуарах Таможенного союза: взаимные претензии, которые существовали у сторон до создания Таможенного союза, никуда не делись. Россия по-прежнему недовольна наличием института специмпортеров по ввозу рыбы, табачных изделий и алкогольной продукции. А Белоруссия не собирается отказываться от требования отмены любых пошлин в торговле между странами, включая энергоносители. В частности, она настаивает на том, чтобы с 1 июля российская нефть, поступающая в страну, не облагалась никакой пошлиной. В связи с этим даже постановка вопроса о возможном введении еще и пошлины на газ, о чем заявлял на прошлой неделе вице-премьер российского правительства Игорь Сечин, выглядит неуместной.
Белорусы замахнулись и на «святая святых» российской экономики – монополию «Газпрома». Причиной наших газовых конфликтов являются наличие в России института спецэкспортера и его монополия, пояснил Евдоченко позицию белорусской стороны. «Мы хотим устранить первопричину этих проблем», – сказал он, не уточнив, правда, как Белоруссия будет «уничтожать» «Газпром».
Сохраняют актуальность и претензии по взаимному доступу на рынки, равному участию в госзакупках. Это вопросы также включены в перечень белорусских претензий. Замминистра иностранных дел в очередной раз озвучил неоднократно декларированную официальным Минском позицию: в Таможенном союзе не должно быть никаких пошлин во взаимной торговле. Исходя из этого, применение пошлины на нефть и нефтепродукты – «фундаментальное отступление от ранее согласованных позиций».
Напомним, что президент Белоруссии Александр Лукашенко, затрагивая эту тему, был более категоричен. Он заявлял, что Таможенный союз, в котором энергоносители выносятся за скобки всех договоренностей, его стране вообще не нужен. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что, подписывая невыгодное для себя нефтяное соглашение с Москвой, Минск не проиграл, а просто временно отступил.
Напомним также, что летом минувшего года многие экономические эксперты высказывали серьезные сомнения относительно реализуемости идеи создания Таможенного союза. В качестве главного аргумента они называли неудачный прежний интеграционный опыт. Интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС и даже такого узкого объединения, как Союзное государство, не продемонстрировала способности сторон договариваться и идти на серьезные уступки. Также бесславно провалилась и идея Единого экономического пространства (ЕЭП). По мнению белорусских экспертов по вопросам экономики, причем как государственных, так и большинства независимых, причина недееспособности заключается в нежелании России делиться энергетическими ресурсами. В Минске говорят о том, что в современной внешней политике Москвы энергоресурсы являются мощным политическим инструментом, и сдавать это оружие она не собирается.
Белорусские эксперты, анализируя изменения, связанные со вступлением страны в Таможенный союз, говорят и о том, что в большинстве своем они невыгодны мелкому местному бизнесу. От резких высказываний на эту тему белорусов удерживает только то, что на кону стоят дешевые энергоносители. Тем не менее от представителей белорусского бизнеса приходилось слышать обращения в адрес властей: «Мы, конечно, понимаем, что все это делается ради получения относительно дешевых энергоресурсов, но и здесь надо знать меру уступок». Исходя из такой позиции, можно предположить, что отсутствие энергетического интереса может заставить Минск повернуть вспять. Печальный опыт создания Союзного государства – красноречивое доказательство этому.
Минск