0
1580
Газета СНГ Интернет-версия

18.02.2010 00:00:00

Сын президента Рахмона идет в депутаты

Тэги: таджикистан, выборы


таджикистан, выборы Президент Эмомали Рахмон готовит своего сына Рустама к большой политике.
Фото с сайта feghana.ru

Выборы в Маджлиси намаяндагон маджлиси оли (нижнюю палату парламента) и в местные органы власти Таджикистана состоятся 28 февраля. В них примут участие восемь партий. До сих пор ни одни выборы в Таджикистане не признавались демократическими. По мнению экспертов, нарушения непременно будут и на этот раз, но особой критики со стороны Запада не вызовут. Нынешняя кампания знаменательна участием сына президента Эмомали Рахмона – футболиста Рустама Эмомали. Наблюдатели полагают, что глава государства начал постепенную подготовку передачи власти. Но произойдет это не ранее чем через 13 лет, когда Рустаму Эмомали исполнится 35 лет – необходимых по Конституции для президентства.

О будущем составе парламента эксперты говорят как об «однопартийном». Шансов на успех у большинства участвующих в выборах партий нет никаких. Подавляющее количество мест в парламенте получит Народно-демократическая партия Таджикистана (НДПТ), возглавляемая самим Рахмоном. «Основная интрига заключается в том, не сколько партий пройдет в Маджилиси намаяндагон, а сколько мест получат Коммунистическая партия Таджикистана (КПТ) и Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), имеющие в нынешнем составе парламента три и два места соответственно», – сказал «НГ» директор Общественного комитета по содействию демократическим процессам в Таджикистане Парвиз Муллоджанов. По его мнению, если ПИВТ не удастся улучшить показатели, то это вызовет большое разочарование в партии, которая занимает конструктивную позицию, стараясь вести диалог с властью. «Слабый результат вызовет внутрипартийный протест, и из конструктивной они могут стать радикальной оппозицией», – сказал «НГ» политолог.

Причин, по которым у оппозиционеров слабые перспективы, несколько. Прежде всего пресловутый административный ресурс, который без ограничений использует провластная партия. Существенно ограничивает возможности оппозиционеров введенный избирательный залог в размере 7 тыс. сомони (1600 долл.) за регистрацию каждого кандидата. Для многих это неподъемная сумма. Например, коммунисты смогли заплатить лишь за 10 кандидатов. «Компартия не может себе позволить выдвинуть больше кандидатов. И при этом прохождение в парламент одного-двух наших представителей нас не устраивает», – заявил лидер партии Шоди Шабдолов. Зато двум местам в парламенте были бы рады социал-демократы. По словам их лидера Рахматилло Зоирова, это обеспечит им статус «парламентской партии» и позволит принимать участие в обсуждении и принятии важных для страны законов. В нынешнем составе парламента Социал-демократическая партия не представлена.

Создать фракцию намерены представители ПИВТ. «Если выборы пройдут честно, наша партия сможет получить 10 мест», – сказал «НГ» ее лидер Мухиддин Кабири. Однако, учитывая реалии, ПИВТ устроит и пять мандатов, которых достаточно для создания фракции.

Все оппозиционные участники кампании уже жалуются на нарушения. С ними согласны и наблюдатели ОБСЕ, уже находящиеся в республике. Они указывают на то, в частности, что в таджикских СМИ освещается только одна кампания, которая стартовала параллельно парламентской. Речь идет о сборе средств на строительство Рогунской ГЭС. «Рогунская кампания задвинула на второй план парламентскую. И в этом можно рассматривать тактический ход властей. Но даже если это и случайное совпадение, власти умело пользуются ситуацией», – сказал «НГ» Кабири.

Исходя из прогнозов итогов выборов, эксперты считают, что изменений в политической, экономической и социальной сферах ожидать не приходится. «Ситуация в этой центральноазиатской стране на протяжении двух десятилетий остается неизменной: Таджикистан живет на денежные переводы мигрантов из России и других стран. Правительство Рахмона не может найти «свой путь» выхода из вялотекущего кризиса, который продолжается два десятилетия», – сказал «НГ» аналитик Монреальского университета Равшан Темурийон. По его мнению, также не ясны внешние стратегические ориентиры Душанбе, которые «корректируются в зависимости от конкретной ситуации». «По сравнению с другими странами региона Таджикистан, как отмечают западные наблюдатели, действительно напоминает «несостоявшееся государство» с некоторыми оттенками феодальной семейной монархии», – сказал Темурийон.

Основанием для подобного вывода, по мнению наблюдателей, стала регистрация кандидатом в депутаты от НДПТ сына главы государства 22-летнего Рустама Эмомали. На политическое поле страны он вышел куда позже, чем на футбольное, – в апреле 2009 года. На IX съезде Союза молодежи его избрали заместителем председателя этой организации – правопреемницы ЛКСМ. Однако «большую» карьеру ему придется начинать с кресла депутата горсовета. Дело в том, что в парламент Рустам не проходит по возрасту – нет 25 лет. А в местные органы можно избираться с 18-летнего возраста.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
546
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
653
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
522
Путин поручил подготовить план подъема двух затонувших в Черном море танкеров

Путин поручил подготовить план подъема двух затонувших в Черном море танкеров

0
390

Другие новости