Оппозиция Грузии предприняла в понедельник очередную попытку объединиться и выставить 30 мая на выборах мэра Тбилиси единого кандидата. Из заявлений лидеров стало ясно, что дело продвигается с трудом. Парадоксально, но движимые одной целью – свалить президента Михаила Саакашвили - и не кривя душой утверждающие, что без единения ее не достичь, оппозиционеры договориться между собой не могут.
На встрече с общественностью бывший постпред в ООН Ираклий Аласания, экс-кандидат в президенты, руководитель движения «Защити Грузию!» Леван Гачечиладзе, другие представители оппозиции порознь и вместе декларировали необходимость объединиться. «Дайте нам время, и мы представим формулу объединения!» – говорил Аласания. «Главное прийти к объединению, чтобы мы смогли выставить единого кандидата на пост мэра Тбилиси», – вторил ему Гачечиладзе. «Мы объединимся, и власть проиграет еще до 30 мая, когда увидит, сколько людей за нас», – утверждал младший брат экс-кандидата в президенты, популярный певец Георгий Гачечиладзе. Мощный интеграционный оптимизм в понедельник излучали и другие противники Саакашвили. Что же на деле?
Рассеянная летом заявлением находившегося с визитом в Тбилиси вице-президента США Джо Байдена о том, что главу государства надо уважать, даже если это Микки-Маус, оппозиция объявила о каникулах. Как впоследствии язвительно отмечали в грузинской столице острословы: и представители власти, и лидеры оппозиции «даже отдыхали на одном курорте – загар у всех одинаковый». План возобновления акций протеста осенью был забракован, очевидно, там же. А уже зимой как-то само собой на авансцене оппозиции предстали упоминавшиеся Аласания и Гачечиладзе, а также экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе, экс-премьер-министр Зураб Ногаидели. Их же заметные соратники ушли в тень, тем самым усиливая эффект лидирующей роли этих политиков. В список оппозиционных предводителей, возможно, стоит добавить политэмигранта, экс-министра обороны Ираклия Окруашвили, чей личный представитель – адвокат Эка Беселия по-прежнему остается заметной фигурой в оппозиционном стане. Другие политики находятся в некой неопределенности, вероятно, решая, к кому из лидеров все-таки примкнуть. И окончательно, похоже, обособилась популярная Лейбористская партия, периодически забавляющая население сеансами разоблачения «коррумпированных саакашвилевских чиновников».
И вот новый призыв к объединению. Похоже на то, что оно не будет всеобщим даже на вид, как весной и летом прошлого года. Тогда лидерам оппозиции удавалось имитировать единство, но на самом деле разномастный альянс раздирали противоречия, а личные отношения полутора десятков политиков не назвать было даже сносными. Собственно, нынешний призыв к объединению и не адресован ряду партий. Например, «Движению за справедливую Грузию» Зураба Ногаидели, который, в свою очередь, ведет переговоры с Консервативной и Народной партиями по вопросам организации праймериз для выявления одного кандидата на выборах в тбилисские мэры. Или парламентским оппозиционерам – Христиан-демократической партии (ХДП), которая считается «карманной оппозицией властей». Впрочем, ХДП уже выдвинула своего кандидата. Но об этом позднее. Другие силы пресытились альянсами. Так, ни при каких обстоятельствах от самостоятельных действий уже не откажется Лейбористская партия, призывающая ко всеобщему неповиновению и бойкоту выборов, – власти, мол, опять сфальсифицируют выборы, и их демократическим путем не переиграть.
Схожая позиция у Нино Бурджанадзе. Ее «Демократическая Грузия», вероятно, в выборах также не будет участвовать. Близкая к ней «Промышленность спасет Грузию» выдвинула своего кандидата – «пивного барона» Гоги Топадзе и работает со списками избирателей, выявляя неточности. Они забавны.
Лидер «промышленников» Зураб Ткемаладзе обнаружил два десятка несуществующих многоквартирных жилых домов в одном из тбилисских кварталов. Другой сигнал поступил от «республиканцев», входящих в альянс Аласании. Они «нашли» целую улицу, в каждом доме которой прописано по 20–25 человек. Словом, власти тоже готовятся к выборам. Но и без таких штучек позиции их кандидата – нынешнего мэра Тбилиси Гиги Угулавы – выглядят прочно. По информации политолога Рамаза Сакварелидзе, именно он имеет высший рейтинг среди возможных кандидатов в мэры.
Большинство же тбилисских экспертов уверены: если оппозиции не удастся договориться и выставить 30 мая единого кандидата, то главным соперником Угулавы станет выдвиженец ХДП Георгий Чантурия. Это интересная фигура. Последний второй секретарь ЦК ЛКСМ Грузии, который в отличие от коллег по комсомолу «не растворился» в бизнесе или на политических задворках после распада СССР. Он, по слухам, пользовался особым благорасположением Эдуарда Шеварднадзе. При нем Чантурия возглавил Государственную нефтегазовую корпорацию, потом был на важной должности посла в Азербайджане. Над ним после революции роз сгущались тучи – его отправили в отставку, и в Грузию он, по слухам, не вернулся, якобы опасаясь репрессий. Сегодня он, обладающий сильными связями в политических и деловых (энергетических) кругах Запада, похоже, готов выйти из тени. И сразу на первые роли. Нелишне напомнить, что сам Саакашвили восхождение к президентскому креслу начал именно из кабинетов тбилисского муниципалитета.