Инцидент с Союзом поляков Белоруссии стал предметом серьезных разбирательств между Варшавой и Минском. Согласно официальной информации, главным итогом визита министра иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова в Польшу стало подписание Соглашения о пограничном движении. Однако неофициальные источники сообщают о том, что Мартынов привез из Варшавы письмо для президента Александра Лукашенко, содержащее условия дальнейшего взаимодействия Белоруссии не только с Польшей, но и с ЕС.
Во время визита Сергея Мартынова в Минск в минувшую пятницу стороны подписали Соглашение о пограничном движении, которое позволяет жителям приграничных районов находиться на прилегающей территории соседней страны (до 50 км) в течение 90 дней. Данное соглашение носит, безусловно, позитивный характер и свидетельствует о готовности сторон к сотрудничеству. Однако интрига недавнего визита состояла в том, что проходил он на фоне конфликта Минска и Варшавы. По мнению руководства Польши, власти Белоруссии не соблюдают права национальных меньшинств – в частности, притесняют белорусских поляков. Накануне визита Мартынова министр иностранных дел Радослав Сикорский обещал в СМИ поговорить на эту тему с белорусским коллегой «по-мужски».
В ходе общения в присутствии прессы главы МИДов затронули больную тему. Сикорский выразил надежду, что «ситуация с польской диаспорой в Беларуси наладится», дав понять, что отношения Минска и Брюсселя зависят в том числе и от отношения властей Белоруссии к национальным меньшинствам.
Мартынов, однако, претензии коллеги не принял и заявил, что никаких репрессий в отношении польского меньшинства Белоруссия не проводит, а конфликт с Союзом поляков объяснил отсутствием «взаимопонимания между двумя группами внутри польской диаспоры». По его словам, власти в этот конфликт вообще не хотят вмешиваться.
В то же время по возвращении Мартынова в Минск Gazeta Wyborcza без ссылки на официальные источники сообщила, что глава белорусского МИДа увез в Минск письмо для Александра Лукашенко. Газета пишет, что в письме сформулировано десять пунктов, по которым Минск может лишиться поддержки Варшавы, если преследования незарегистрированного Союза поляков не прекратятся. В частности, речь идет о поддержке при получении очередного кредита МВФ, отмене визовых санкций, реализации программ «Восточного партнерства» и т.п. Кроме этого, по информации издания, МИД Польши готовит список граждан Белоруссии, которым будет запрещен въезд на территорию Польши и всего ЕС. Газета утверждает, что часть переговоров глав МИДов, которая была скрыта от представителей СМИ, «была довольно жесткой».
Сергей Мартынов не встречался в Варшаве с другими официальными лицами, кроме своего коллеги, однако в период пребывания там белорусского министра и премьер-министр Дональд Туск, и президент Польши Лех Качиньский высказались о том, что и новая политика «пряника» в отношении официального Минска себя тоже не оправдывает, точно так как и прежняя политика изоляции. По мнению Туска, Брюсселю нужно вырабатывать новую стратегию. Пока конфликт не вышел за пределы двухстороннего, однако ни Минск, ни Варшава, судя по их действиям, не намерены идти на уступки.
Правда, эксперты в Белоруссии сомневаются в оперативности реализуемости угроз Варшавы. По мнению политолога Валерия Карбалевича, принимая Мартынова в Варшаве и подписывая Соглашение о пограничном сотрудничестве, «Польша сама свои угрозы нивелирует». «Варшава действует в рамках парадигмы ЕС, которая была определена полтора года назад и которая вынесла вопросы соблюдения прав человека за скобки отношений», – сказал он «НГ». К тому же даже если свои инициативы по изменению стратегии в отношении Белоруссии Варшава вынесет на уровень ЕС, они не будут приняты быстро. «У Польши нет права вето и контрольного пакета на решение тех вопросов, которые перечислены в письме к Лукашенко, – напомнил Карбалевич. – Все это больше риторика».
Напомним, что белорусская оппозиция изначально заявляла о том, что политика «медленного втягивания Лукашенко в демократию» не даст никаких результатов. Ее представители в большинстве своем по-прежнему уверены, что с Лукашенко нужно разговаривать на языке жестких ультиматумов.
Минск