Картина полного взаимопонимания Киева и Кишинева, как утверждают источники, обманчива.
Фото Reuters
Первый пограничный столб, установленный 29 января главами МИД Украины и Молдавии Петром Порошенко и Юрием Лянкэ на приднестровском участке границы, может превратиться в символ размораживания регионального конфликта. За последние десять лет между его участниками и заинтересованными сторонами накопились взаимные претензии. Попытка разрубить гордиев узел проблем проведением пограничной линии на местности может привести к новому противостоянию. Эти вопросы 1 февраля в Киеве обсуждали премьер-министры Украины и Молдавии Юлия Тимошенко и Влад Филат.
24 декабря прошлого года в Киев для консультаций приезжала приднестровская делегация во главе с президентом непризнанной республики Игорем Смирновым. Как сообщили «НГ» источники в украинских дипломатических кругах, гости просили «не форсировать демаркационные работы до окончательного определения параметров урегулирования отношений между Молдавией и Приднестровской Молдавской Республикой». Тем более что механизм участия Тирасполя в пограничных переговорах между Киевом и Кишиневом не предусмотрен. А проведение на местности пограничной линии, по мнению властей непризнанной республики, означает попытку блокады Приднестровья и ликвидации республики, де-факто независимой уже 20 лет.
Украинская власть не афишировала состоявшиеся переговоры, хотя собеседники «НГ» признают, что было найдено компромиссное решение: Киев обязался проводить демаркационную линию только по украинской территории, не пересекая границу Приднестровья. Вовсе отказаться от этой идеи украинская сторона не согласилась, ссылаясь на запланированное на этот год подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, которое зависит в том числе от урегулированности пограничных вопросов с сопредельными «проблемными» регионами.
Первый пограничный столб, вкопанный с украинской стороны границы, активизировал всех участников процесса приднестровского урегулирования. Приднестровская республика обратилась к России с просьбой увеличить численность российского воинского контингента в зоне безопасности до 2400 человек, а также возобновить функционирование вертолетной эскадрильи. Власти Молдавии, в свою очередь, – к ОБСЕ, ЕС и США с просьбой о помощи в «демократизации и демилитаризации приднестровского региона». 31 января в эфире радиостанции «Голос Америки» госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что у Вашингтона «вызывают беспокойство пограничные споры Молдавии с Румынией и присутствие российских войск на молдавской территории». Она отметила, что американская администрация ставит во главу угла заботу о жизни населения, а поэтому Молдавия может стать участником программы помощи «Вызовы тысячелетия».
1 февраля и.о. президента Молдавии Михай Гимпу обсуждал эти вопросы с представителем действующего председателя ОБСЕ по неразрешенным конфликтам Болатом Нургалиевым, а молдавский премьер-министр Влад Филат в этот день отправился в Киев на переговоры с главой украинского правительства Юлией Тимошенко. Формальной причиной визита стало подписание двух документов – дополнений к соглашению о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 1994 года и соглашения о сотрудничестве в области молодежной политики.
Украинская сторона сдержанно комментирует итоги переговоров с молдавской делегацией, но сам Филат заявил в Киеве, что роль Украины в приднестровском урегулировании является «важной и определяющей». Он подчеркнул: «Приднестровская проблема – не только наша проблема. Это проблема всего региона». Филат и Тимошенко пришли к выводу, что существующий до сих пор формат урегулирования приднестровской проблемы (Кишинев и Тирасполь – как участники конфликта, Россия и Украина – как страны-гаранты стабильности в регионе, ОБСЕ – посредник и Евросоюз с США – наблюдатели) является оптимальным.
Однако впечатление полного взаимопонимания и взаимодействия украинской и молдавской власти, как утверждают близкие к переговорам источники в Киеве, весьма обманчиво. Дело в том, что у украинской стороны появились серьезные претензии к Кишиневу. Неделю назад депутаты Верховной Рады вспомнили о подписанном и ратифицированном десять лет тому назад украинско-молдавском соглашении о государственной границе, предполагавшем обмен территориями. Украина выполнила договоренности, уступив Молдавии часть береговой линии на Дунае и 24 га земли, благодаря чему государство получило выход к морю. На этом участке за прошедшие годы Кишинев построил нефтяной терминал Джурджулешты и продолжает создавать универсальный порт, который уже создает конкуренцию украинскому порту «Рени».
Киев, согласно документу, должен был получить от Молдавии земельный участок, по которому проходит часть автомобильной дороги Одесса–Рени протяженностью около 8 км в районе населенного пункта Паланка. Однако это условие не выполнено до сих пор, возмутились украинские депутаты. Руководитель парламентского комитета по международным делам Олег Билорус отметил, что все десять лет Кишинев обещает выполнить условие, в последний раз молдавская сторона гарантировала передать участок «после президентских выборов в Молдавии». «Но вместо этого появляются новые претензии – просят выделить дополнительно 1,5 га по акватории в районе Джурджулешты, чтобы достроить нефтяные терминалы», – сказал он. Верховная Рада решила рассмотреть этот вопрос детально сразу после украинских президентских выборов. Председатель парламента Владимир Литвин не исключил, что депутаты обратятся в МИД с требованием денонсировать подписанное в 1999 году соглашение, поскольку одна из сторон не выполняет его условия. Более того, возник вопрос, насколько экологически безопасен для Украины построенный Молдавией нефтяной терминал.
С точки зрения молдавской власти проблема осложняется тем, что начавшаяся демаркация границы, в которой заинтересован Кишинев, должна пройти как раз по проблемному району. Именно это стало главной причиной экстренного приезда Влада Филата в Киев, утверждают источники «НГ». Молдавский премьер заверил главу украинского правительства, что «в ближайшем будущем все имеющиеся проблемы между двумя государствами будут успешно разрешены». Он сказал, что новая власть ставит перед собой приоритетную задачу «налаживания отношений стратегического партнерства с Украиной». Впрочем, все проблемные вопросы пока остаются открытыми, а украинская сторона может в любой момент отыграть назад, ведь демаркация границы проводится с одной стороны.
Все заинтересованные стороны сходятся в том, что кто бы ни стал президентом – Юлия Тимошенко или Виктор Янукович – позиция Киева в регионе останется неизменной. Ни один украинский лидер не станет действовать в ущерб национальным интересам. Политологи отмечают, что Украина тоже имеет ряд нестабильных территорий вроде Крыма или отдельных участков на западе и востоке страны, а поэтому в вопросе молдавско-приднестровского урегулирования, как и раньше, будет ставить во главу угла территориальную целостность Молдавии.
Киев