Гурбангулы Бердымухамедов – желанный гость на Западе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов вчера во главе внушительной правительственной делегации в составе 70 человек прибыл с первым официальным визитом во Францию. Ожидается, что главной темой на переговорах в Париже будет расширение сотрудничества в энергетической сфере. Несмотря на запуск газопроводов в Китай и Иран, ЕС по-прежнему рассматривает Туркмению в качестве вероятного источника сырья в проекте строительства газопровода Nabucco. Ашхабад, со своей стороны, видит во Франции крупного инвестора.
Приглашение от президента Франции Николя Саркози посетить Париж туркменский лидер получил еще два года назад. За это время Ашхабад многократно посещали французские бизнесмены и политики. В их числе министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер.
Он-то и предложил Бердымухамедову рассмотреть любые варианты расширения сотрудничества Туркмении со странами ЕС в сфере поставок энергоносителей. Не исключено, что среди объемного пакета документов, которые предполагается подписать по итогам переговоров, будет и французско-туркменское соглашение в энергетической сфере. Саркози в послании Бердымухамедову накануне его приезда отметил, что «Франция рассматривает Туркмению как ключевого партнера для поддержания энергобезопасности Европы». Саркози отметил, что визит туркменского коллеги в Париж «станет главным этапом в истории отношений между странами» и, по его мнению, «даст возможность для усиления взаимопонимания и укрепления долгосрочного партнерства».
Французско-туркменские отношения имеют давние корни. Первой на туркменском рынке появилась французская строительная компания Bouygues, которая выполнила десятки контрактов по строительству главных административных зданий в Ашхабаде и других крупных городах страны. В прошлом году она выиграла тендер на возведение делового комплекса «Ашхабад-сити» и туристических объектов на строящемся курорте Аваза. Bouygues также известна в Туркмении как создатель золотого профиля Туркменбаши, который сопровождал все телевизионные программы туркменского телевидения. Но сегодня это уже история. Президент Гурбангулы Бердымухамедов убрал с голубых экранов золотой профиль и взял курс на расширение сотрудничества с Западом.
Налаживанию партнерских отношений между Туркменией и ЕС способствовало подписание в прошлом году в Ашхабаде Меморандума о сотрудничестве в энергетической сфере. Сразу же посыпались и предложения от компаний, которые хотели бы принять участие в разработке нефтегазовых месторождений. Во всяком случае, французские CIFAL и THALES заявили о готовности компаний к полномасштабному партнерству в области разработки нефтяных и газовых месторождений, включая переработку добываемого сырья, а также предоставление консалтинговых услуг.
Проявляет интерес к Туркмении и более крупная энергетическая компания TOTAL. Ее представители принимали участие в энергетическом форуме, который состоялся в Ашхабаде прошлой осенью. Эксперты считают, что интерес к освоению туркменских месторождений у западных компаний возрастает. Ашхабад, в свою очередь, заинтересован в сотрудничестве с компаниями масштаба TOTAL, которые могут помочь найти новые рынки сбыта нефти и газа.
Евросоюз рассматривает Туркмению в качестве одного из главных поставщиков сырья для газопровода Nabucco, который должен обеспечить Европу в обход России газом Прикаспийского региона. По мнению экспертов, несмотря на то что Франция является участником проекта «Южный поток», она рассматривает свое участие и в Nabucco.
«Туркмения безусловно интересна французам, поскольку владеет очень крупными запасами газа и является потенциальным поставщиком газа в Европу через Каспийское море и, может быть, даже через Иран», – сказал «НГ» аналитик консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его мнению, переговоры президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова во Франции – «это возможность прощупать участие французских компаний в освоении газовых запасов Туркмении и подключении ее к системе Nabucco». Даже несмотря на то, что Франция пока официально не присоединилась к концерну.