Ислам Каримов откликнулся на предложения Вашингтона.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Президент Узбекистана Ислам Каримов подписал План сотрудничества с США на 2010 год. Документ основан на результатах первого раунда узбекско-американских политических консультаций. Вашингтон делает ставку на взаимодействие с Узбекистаном в политической, социальной, экономической сферах, а также в вопросах обеспечения безопасности. Эксперты считают вполне логичным сближение двух стран, поскольку Узбекистан играет важную роль в проведении операции США в Афганистане. Для России же, по мнению экспертов, нет Центральной Азии, а есть коммерческий интерес в отдельных странах региона.
Инициатором проведения политических консультаций между правительствами США и Узбекистана стал помощник госсекретаря США Роберт Блейк, который в октябре прошлого года посетил Ташкент.
Он отметил значимую роль Узбекистана в проведении антитеррористической операции в Афганистане и «отблагодарил» заявлением о необходимости расширения совместных экономических проектов.
В ходе политических консультаций, которые состоялись 17–18 декабря в Вашингтоне, был выработан план действий по укреплению двустороннего сотрудничества между Узбекистаном и США на 2010 год. Этот документ и утвердил вчера президент Ислам Каримов.
В рамках расширения американо-узбекского сотрудничества планируется ряд визитов американских чиновников в Узбекистан. Ожидается, что в феврале Ташкент посетит спецпосланник США по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук, а летом – госсекретарь США Хиллари Клинтон и группа конгрессменов, отвечающих за развитие отношений США со странами Центральной Азии.
Детали плана стороны не раскрывают, ограничившись сообщением, что в первом полугодии в Вашингтоне состоится круглый стол по вопросу привлечения американских инвестиций и передовых технологий в Узбекистан, в том числе в свободную индустриально-экономическую зону (СЭЗ) «Навои».
Американцы заинтересовались этим проектом после заявлений своего посла Ричарда Норланда, который, посетив СЭЗ «Навои», отметил, что это «интереснейший, перспективный проект и в нем могли бы принять участие американские инвесторы». Что же касается аэропорта Навои, то, по словам Норланда, в скором будущем он преобразуется в трансконтинентальный транспортно-экспедиционный авиаузел и свяжет Дальний Восток, Юго-Восточную Азию, Южную Азию и Европу. У Узбекистана, по мнению Норланда, есть все шансы стать связующим звеном и мостом между цивилизациями. «Мы понимаем, как важно содействие, которое Узбекистан оказывает США и силам НАТО в Афганистане, позволив перевозить невоенные грузы по коммерческим железнодорожным и автомобильным путям до афганского города Хайратон. Однако за этим следуют далеко идущие планы, а именно – расширение коммерческих транзитных маршрутов из Евразии до Индийского океана», – сказал дипломат и дал понять, что услуги Ташкента ни в коем случае не будут забыты Вашингтоном.
Прозрачный намек дипломата нашел отражение в Плане действий. В частности, в пункте, который касается сотрудничества сферы безопасности, предусматривается организация подготовки и переподготовки офицерских кадров Узбекистана (учебные курсы и тренинги) в ведущих военно-образовательных учреждениях США, в том числе в рамках программы «Международное военное образование и обучение» (IMET).
Стороны будут сотрудничать в области обеспечения безопасности границ и нераспространения, противодействия терроризму, а также в рамках программ «Зарубежное военное финансирование» и «Передача излишков вооружений». В рамках сотрудничества в обеспечении мира в Афганистане Узбекистан и США будут обмениваться информацией об угрозах и мерах по их предупреждению, связанных с транзитом невоенных грузов через Северную распределительную сеть в Афганистане, в том числе в рамках реализации проекта строительства железной дороги Хайратон–Мазари-Шариф.
Узбекские компании уже построили 11 мостов вдоль маршрута Мазари-Шариф–Кабул и завершают постройку 275-мильной линии высокого напряжения, способной к передаче 150 мегаватт электроэнергии от Термеза до Кабула через один из самых сложных горных ландшафтов на Земле.
На второе полугодие запланировано проведение совместно с Атлантическим советом специального мероприятия по реализации инициатив Узбекистана в сфере региональной безопасности и созданию под эгидой ООН Контактной группы «6+3» по Афганистану. В план сотрудничества включена также реализация проектов в сельском хозяйстве, промышленности, энергетике.
По мнению экспертов, сближение Узбекистана с США вполне логично. «У каждого из игроков – Ташкента и Вашингтона – есть свой интерес. США получают не только дополнительные маршруты, но и крепкого союзника в регионе. Ташкент же заинтересован в сотрудничестве с США, как с ключевым игроком в процессе урегулирования ситуации в Афганистане, и в развитии экономики», – сказал «НГ» политолог Нур Омаров. При этом он не разделяет мнения тех, кто считает, что Узбекистан переориентировал внешнеполитический вектор с России на США. «Многовекторную политику сегодня проводят все страны Центральной Азии. А этому способствует сама Россия, отдаляющаяся от региона», – считает эксперт.
С такой оценкой согласен научный сотрудник Центра Карнеги, профессор Алексей Малашенко. «Президент Ислам Каримов, как искушенный политик, видит, что для России давно нет Центральной Азии, есть отдельные государства», – заявил он «НГ». По его мнению, у России нет прежнего азарта к проблемам Центральной Азии. «Есть энергетические контракты на поставку нефти и газа, которые пересмотру не подвергаются, а все остальное вторично, – считает Малашенко. – Нет национального интереса, есть интерес конкретного кармана». Что же касается заявлений о геостратегических интересах России в Центральной Азии – так это, по его мнению, определенная игра, на грани пустословия. «Поэтому США и утверждаются в регионе, в котором они поставили задачу решить вопрос Афганистана, а также противодействовать экономической экспансии Китая. Россия тут почти не видна», – считает эксперт.