Абдулла Гюль и Серж Саргсян могут не войти в список претендентов на Нобелевскую премию мира.
Фото Reuters
Председатель комиссии по международным отношениям парламента Турции Мурад Марджан в среду вечером заявил иностранным журналистам, что парламент не будет даже обсуждать так называемые «швейцарские протоколы» – соглашения по размораживанию армяно-турецких отношений, подписанные в Цюрихе 10–11 октября главами МИД двух стран. «До деоккупации азербайджанских территорий это невозможно», – заявил Марджан. Анкара в срыве процесса обвиняет и Конституционный суд (КС) Армении, который передал протоколы на утверждение парламента, якобы внеся изменения.
Продолжительные, крайне тяжелые переговоры, которые вели Ереван и Анкара, «футбольная дипломатия» президентов Сержа Саргсяна и Абдуллы Гюля, наконец, тяжело подписанные протоколы – детальный план восстановления армяно-турецких отношений, – весь этот титанический труд в одночасье может стать сизифовым.
«До вывода армянских войск со всех оккупированных территорий Азербайджана протоколы, подписанные между Анкарой и Ереваном, в турецком парламенте обсуждаться не будут», – заявил Мурад Марджан. По его словам, отношения между Турцией и Азербайджаном, основанные на принципах дружбы и братства, для Анкары превыше всего. Более радикальные турецкие депутаты вовсе потребовали извинений от своего правительства, «которое, обидев братский азербайджанский народ, оскорбило и весь турецкий».
Другая претензия турецкой стороны напрямую касается «швейцарских протоколов». Согласно армянскому законодательству, до рассмотрения их парламентом решение о приемлемости или неприемлемости документов должен был вынести КС Армении. Анкара утверждает, что КС передал в парламент выправленные протоколы, что недопустимо. Влиятельная газета Hurriyet пишет, что Ереван получил на этот счет предупреждение от премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, заявившего о приостановке процесса сближения, и от министра иностранных дел Ахмеда Давудоглу, имевшего в среду вечером телефонную беседу с коллегой Эдвардом Налбандяном.
Высокопоставленный источник в Ереване обрисовал «НГ», что на самом деле происходило в последние дни. КС Армении, изучив «швейцарские протоколы» по нормализации отношений, не нашел в них ничего противоречащего Основному закону республики и передал их в парламент. В решении суда при этом упоминается, что протоколы не могут трактоваться и применяться в нарушение положений Конституции Армении и 11-го пункта Декларации о независимости Армении, гласящего, что «Республика Армения поддерживает процесс международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении». «Именно этот пункт решения КС вызвал недовольство турецкой стороны. По сути, протест Анкары связан с комментарием Конституционного суда, который сам по себе не предполагает изменений в переданных на ратификацию протоколах. Решение КС – это абсолютно внутриполитический контекст», – сказал «НГ» собеседник. При этом он подчеркнул, что в последние дни, исходя из ряда заявлений официальной Анкары, видных турецких политиков, в Ереване создалось впечатление того, что Турция сама намеренно затягивает процесс ратификации «швейцарских протоколов» и даже ищет повод, чтобы провалить процесс. «Министр иностранных дел Армении в телефонной беседе довел это до сведения своего турецкого коллеги», – сказал источник.
Такой поворот сценария, конечно же, исключать было нельзя. Хотя бы потому, что в армянском и турецком обществах, скажем так, невысок уровень взаимного доверия. Впрочем, и без этого премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган буквально на следующий день после подписания «швейцарских протоколов», когда стороны вроде договорились о дифференциации армяно-турецких и армяно-азербайджанских проблем, заявил, что без восстановления юрисдикции Баку в Нагорном Карабахе армяно-турецкое примирение невозможно. И повторял это впоследствии не раз. Однако эти заявления Эрдогана можно было объяснить и острой болезненной реакцией Азербайджана, который на официальном уровне объявил армяно-турецкие контакты предательством со стороны Анкары и даже пригрозил Турции пересмотром уровня стратегических отношений и некими энергетическими неудобствами. Напомним, что дипломатические отношения между Арменией и Турцией были разорваны, а граница закрыта именно по инициативе турецкой стороны в знак солидарности с Азербайджаном, потерпевшим неудачу в карабахской войне. Посредникам переговорного процесса на каком-то этапе удалось убедить Анкару в необходимости разделить армянскую проблематику на азербайджанскую часть и собственно турецкую. Последним на этот счет высказался премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе недавнего визита Эрдогана в Москву, заявив, что «стратегически и тактически неверно увязывать две проблемы». Но, похоже, аргументы для турецкой стороны не оказались достаточными. Если, конечно, нынешние действия и заявления Анкары не являются декларативным давлением на Ереван перед трехсторонней встречей президентов Азербайджана, Армении и России по карабахскому урегулированию, которая состоится 25 января в Сочи.