Президентам Армении и России всегда есть что обсудить.
Фото c сайта kremlin.ru
Президент Армении Серж Саргсян в понедельник посетил Москву с кратким рабочим визитом по приглашению президента РФ Дмитрия Медведева. По предварительному сообщению пресс-службы Кремля, помимо вопросов, связанных с двусторонними отношениями, главы государств могли обсудить аспекты трехсторонней встречи президентов Азербайджана, Армении и России, посвященной урегулированию карабахского конфликта. Эти переговоры могут состояться уже на нынешней неделе.
Пресс-секретарь президента Армении Самвел Фарманян, комментируя краткосрочный визит Сержа Саргсяна в Москву, заявил журналистам: «Усилиями президента России ранее были организованы две встречи в трехстороннем формате. Поскольку конфликт пока не получил мирного решения, естественно, что могут быть проведены встречи президентов Армении и Азербайджана как в двустороннем, так и многостороннем форматах. В этом нет ничего необычного. Было бы необычно, если б таких встреч не было».
Между тем еще на прошлой неделе в Ереване ощущалась тревога по поводу урегулирования карабахского конфликта и, как следствие, – будущего российско-армянских отношений. Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ереван, последовавший сразу вслед за поездкой премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву, в числе прочего обсудившего с первыми лицами России и карабахский процесс, большинство ереванских политологов и СМИ трактовали с алармистскими интонациями: глава российского МИДа будет если не настаивать, то рекомендовать армянскому руководству пойти на уступки – на начальном этапе это может быть передача под юрисдикцию Баку пяти из семи районов, прилегающих к НКР и составляющих так называемый пояс безопасности вокруг непризнанной республики.
Карабахская часть переговоров Лаврова что в армянском МИДе, что с президентом Саргсяном по традиции так и осталась «не для широкого круга». Но своим заявлением по НКР на пресс-конференции российский дипломат оказал седативное воздействие на общественное настроение. Москва понимает, что без учета мнения местных жителей вопрос Карабаха не решить, сказал Лавров.
Это заявление главы МИД РФ вызвало резонанс и в Степанакерте. Здесь все чаще говорят о необходимости возвращения за стол переговоров. Напомним, что до середины 90-х представители НКР участвовали в переговорном процессе по урегулированию конфликта. Однако впоследствии было решено, что целесообразнее уменьшить количество переговорщиков, и защита интересов Степанакерта стала прерогативой Еревана.
Известный азербайджанский политолог Расим Мусабеков, комментируя ранее «НГ» возможность участия НКР в переговорном процессе, сказал: с одной стороны, Баку, считая Карабах неотъемлемой частью Азербайджана, вроде бы не должен отказываться от диалога с согражданами, но – с другой – представители Карабаха, участвуя в переговорах, конструктивизмом не отличались, поэтому их возвращение за стол переговоров это не что иное, как очередная попытка армянской стороны затянуть время и еще больше осложнить сам переговорный процесс: чем больше переговорщиков, тем сложнее найти общий язык.
Однако не исключено, что сценарий может сдвинуться именно в этом направлении. Во всяком случае, находившийся вчера в Степанакерте сопредседатель Минской группы от США Роберт Брадтке заявил, что прибыл в регион для подготовки встречи президентов Армении и Азербайджана, а также счел «важным выслушать позиции как населения, так и руководства Карабаха». На встрече с президентом НКР Бако Саакяном он заверил, что «США твердо ориентированы на то, чтобы достичь прогресса в решении карабахской проблемы». «Я хочу заверить вас, что в новом году США приложат все усилия к тому, чтобы у народа Карабаха в будущем были мир, процветание и хорошая жизнь», – сказал Брадтке, подчеркнув при этом абсолютную неприемлемость «силового решения конфликта или угроз применения силы». В свою очередь, карабахский лидер подчеркнул, что «позиция официального Степанакерта по налаживанию отношений с Азербайджаном не изменилась»: конфликт не может быть урегулирован в условиях отсутствия прямого диалога между Азербайджаном и Арцахом (самоназвание НКР). «Независимость и безопасность Арцаха не подлежат торгу, и любая попытка игнорировать это делает невозможным всеобъемлющее урегулирование конфликта», – заявил Саакян.