Между властями Грузии и оппозицией назревает очередное обострение конфликта, принявшего вялотекущий характер. В четверг в Центральной избирательной комиссии не смогли выбрать председателя. Согласно новому законодательству, руководитель этого института считается избранным, если за него проголосовали четверо из шести членов ЦИКа, представляющих оппозиционные партии. В любом другом случае утверждение кандидатуры председателя переходит на усмотрение парламента.
По большому счету система комплектации Центризбиркома, когда шесть мест из 13 предоставлено оппозиции, а назначение председателя комиссии происходит путем голосования среди ее членов, стала единственным итогом прошлогоднего многомесячного протеста оппозиции. Тогда в ходе переговоров с властями было достигнуто соглашение о составе ЦИКа, а также о том, что президент страны представляет на утверждение комиссии три кандидатуры на пост председателя. Чтобы быть избранным, кандидату необходимо получить не простое большинство голосов членов ЦИКа, но и не меньше четырех голосов от шести представителей оппозиции.
Во вторник президент Михаил Саакашвили назвал своих кандидатов, среди которых оказался и последний председатель ЦИКа Леван Тархнишвили. Именно его оппозиция обвиняет в «циничной фальсификации итогов президентских и парламентских выборов». После консультаций Республиканская, Консервативная и Лейбористская партии объявили о неприемлемости сложившейся ситуации. Как следствие – их представители в ЦИКе не голосовали за кого-либо из саакашвилиевских ставленников не собирались. Трех голосов представителей Христианско-демократического движения, «Промышленников» и «Мы сами», принявших участие в обсуждении кандидатур, не хватило для избрания председателя ЦИКа. Уже сегодня кандидатуры, предложенные президентом, рассмотрит подконтрольный ему парламент.
«Неверно утверждать, что наш представитель не голосовал. Он просто перечеркнул в бюллетене все три фамилии, то есть проголосовал против всех – это принципиальный момент», – заявил «НГ» один из лидеров Республиканской партии Ивлиан Хаиндрава. По его словам, ни одна из предложенных Михаилом Саакашвили кандидатур не подошла по различным причинам. Противодействие президентскому плану практически неэффективно – в конечном счете нужного Саакашвили человека утвердит парламент. При этом Хаиндрава фактически признал, что подобный сценарий стал следствием слабости оппозиции, в ходе переговоров с властями в пик летнего противостояния согласившейся с предложенным вариантом комплектации Центризбиркома и выборами ее председателя: дальнейшие ходы властей просчитать было совершенно нетрудно, что и подтвердилось предложенным во вторник Саакашвили списком кандидатов. Похоже, впрочем, на то, что власти, не желая уступать оппозиции ни в чем, но при этом не желавшие и критики – главным образом Запада – в неконструктивизме, предложили, говоря шахматным языком, легко отыгрываемую жертву, позволяющую к тому же лидерам оппозиции сохранить лицо в глазах тысяч рядовых сторонников, изо дня в день приходивших на митинги. А оппозиция сознательно приняла эту схему, объявив ее плодом акций протеста, вероятно, надеясь, что удастся продавить еще что-нибудь. Реальность же, как показывают протекающие сегодня в Тбилиси события, оказалась иной.
Между тем не позднее 1 июля должны состояться выборы мэра Тбилиси. Этому событию оппозиция придает очень важное значение. В столице у нее, судя по результатам досрочных президентских выборов 5 января 2008 года и выборов в парламент в мае 2009 года, был некий перевес над президентом и его командой. Выборы столичного мэра, по расчетам оппозиции, должны это преимущество подтвердить. Получение власти в Тбилиси – политическом и экономическом центре Грузии, – первый шаг к дальнейшему развитию успеха. Ведь нынешний президент свое политическое восхождение начал именно из муниципальных коридоров. Комплектация ЦИКа новым методом, но с предсказуемым итогом, может сделать цель оппозиции на грядущих выборах недостижимой. Понимая это, Лейбористская партия обратилась в ООН с прошением провести выборы тбилисского мэра под своей эгидой. Но получила закономерный отказ.