Если сильно прижмет, средства защиты могут также пойти в розницу.
Фото Reuters
Украинская армия начинает распродавать имущество и земли, чтобы продержаться на плаву при отсутствии достаточного государственного финансирования. Это решение санкционировали на днях Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, однако между президентом и премьер-министром возник конфликт по вопросу о том, какая структура и по каким правилам будет заниматься распродажей. Эксперты отмечают, что в этой сфере существует опасность как коррупционных сделок, так и снижения обороноспособности армии.
Виктор Ющенко подписал указ, которым ввел в действие принятое в ноябре решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины «О неотложных мерах по улучшению финансирования вооруженных сил для преодоления кризисного состояния их боеспособности». После оранжевой революции, когда речь шла о реформе армии, власть уже разрешала подобную распродажу через структуры «Укроборонлизинга», государственного предприятия при Минобороны. Однако в 2006 году, когда министром обороны Украины был назначен Анатолий Гриценко, разразился ряд громких скандалов, связанных со злоупотреблениями при реализации военных объектов и земель. Выяснилось, что покупателями в ряде случаев выступали приближенные к продавцам лица и структуры, а цена объектов, как позже сказал Гриценко, была символической. Сторонним покупателям, желавшим принимать участие в конкурсе, пришлось платить больше 2 тыс. долл. даже за информацию о выставляемых на продажу объектах. Теневая распродажа была прекращена.
В этом году к идее вернулись по причине острого дефицита средств на содержание армии. Уволенный минувшим летом с поста министра обороны Юрий Ехануров рассказал, что ВС Украины для выполнения всех программ требуется не менее 32 млрд. гривен (4 млрд. долл.) в год. «Это нереально. Но чтобы развиваться, армии нужна хотя бы половина этой суммы», – сказал Ехануров, уточнив, что в госбюджете на текущий год на финансирование армии предполагалось направить 12 млрд. гривен (1,5 млрд. долл.), реально же было выделено менее 1 млрд. долл.
В итоге военные вынуждены были сократить программы учений, отказаться от закупки новой техники, а осенью денег не осталось даже на оплату коммунальных услуг, электроэнергии, связи и питания солдат в ряде воинских частей. Правительство стало экстренно финансировать армию за счет резервных фондов. Эта ситуация рассматривалась на заседании СНБО месяц назад, когда и было принято решение наполнить военный бюджет за счет распродажи лишнего имущества. Кроме того, армии разрешили перейти на бартерные расчеты с ремонтными предприятиями. Украинские агентства сообщили, что первыми забытой схемой воспользуются ВВС: до 25 декабря будет определен перечень избыточного авиационного имущества, которым летчики рассчитаются с ремонтниками.
Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец сказал «НГ», что в период кризиса, когда цены снизились, армия вряд ли может рассчитывать на получение больших денег. «Даже в лучшие времена за излишки имущества удавалось выручить максимум по 200 миллионов гривен (до 40 миллионов долларов в то время). Покупатели опасаются правовой неурегулированности процедуры, их отпугивают завышенные требования местных властей, на территории которых находятся военные объекты», – отметил эксперт. Он сказал, что, даже если продажа прошла бы успешно, нет никаких гарантий, что вырученные средства улучшат положение армии: «Деньги поступают на счета госказначейства, а потом перечисляются в специальный фонд Минобороны. Не знаю, как будет сейчас, но в прошлом эта схема имела теневую составляющую».
Кто и как будет оценивать стоимость «лишнего» имущества – пока неизвестно. Но в проекте госбюджета на 2010 год предусмотрено, что сумма, вырученная армией от распродажи, составит до 4,5 млрд. гривен. (свыше полмиллиарда долларов). Речь идет о продаже зданий с прилегающими земельными участками в Киеве, Симферополе, Одессе, Харькове и Львове. Слова представителей Минобороны, что на все объекты уже есть покупатели, многие эксперты расценивают как признание того факта, что настоящего аукциона не будет.
Юлия Тимошенко тоже опасается злоупотреблений в этой сфере. На днях она напомнила, чем закончилась предыдущая попытка распродажи: «Планировали большие доходы спецфонда (Минобороны. – «НГ»), но в итоге это завершалось каждый год большим пшиком: ноль доходов – ноль расходов». Премьер заявила, что с 1 января 2010 года правительство собирается ликвидировать специальный фонд Минобороны и передать избыточное имущество армии Фонду госимущества Украины. Тимошенко считает, что это единственный путь, позволяющий адекватно оценить стоимость продаваемого и организовать наиболее выгодную для армии продажу.
Впрочем, соратники президента отмечают, что Фонд госимущества контролируется представителями Блока Юлии Тимошенко, и выражают опасения, что премьер пытается подчинить себе коррупционные схемы. Они акцентируют внимание на том, что в случае ликвидации специального фонда Минобороны средства, полученные от продажи, будут размыты в госбюджете, а армия снова останется в роли попрошайки.
Экс-глава Минобороны, кандидат на пост президента Анатолий Гриценко считает, что порядка в этой сфере не будет, пока государство не станет относиться к армии серьезно, системно. Он отметил, что в Украине с июня нет легитимного министра обороны, но власть по этому поводу не беспокоится. Другой кандидат на пост президента Сергей Тигипко выразил опасение, что армия проест средства, полученные от реализации избыточного имущества, а боеспособность ВС будет снижаться.
Киев