Российских морских пограничников в Сухуме ждали давно.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В субботу, 12 декабря, в Абхазии состоятся выборы президента. На пост руководителя республики с начала предвыборной кампании претендуют пять кандидатов: нынешний президент Сергей Багапш, экс-вице-президент Рауль Хаджимба, экономист Беслан Бутба, однофамилец бывшего президента, глава Абхазского морского пароходства Заур Ардзинба и ученый Виталий Бангба. По данным социологов, фаворитом выборов является действующий президент Сергей Багапш.
Как и пять лет назад, главный оппонент Багапша – Рауль Хаджимба. Остальные кандидаты, по мнению наблюдателей, наберут какое-то количество голосов, но серьезно конкурировать, вероятно, не смогут. Сам Багапш рассчитывает победить в первом же туре.
В отличие от выборов пятилетней давности, едва не обернувшихся расколом абхазского общества и противостоянием, сегодня ситуация в республике спокойная. В вяловатой предвыборной гонке можно выделить несколько моментов, нарушивших ее монотонность: взрыв в одном из районных штабов Бутбы, а также обвинение Хаджимбы в адрес нынешних властей, якобы пару лет назад готовых участвовать в грузинском плане расчленения Абхазии.
Хаджимба заявил, что власти Абхазии через министра иностранных дел Сергея Шамбу вели секретные переговоры с бывшим уполномоченным президента Грузии по абхазскому урегулированию Ираклием Аласанией и готовились подписать соглашение об отторжении Гальского района и Кодорского ущелья – мест, населенных преимущественно грузинами. Но особого резонанса заявление Хаджимбы не произвело: замах – на рубль, а удар вышел на грош. Шамбе не составило труда опровергнуть прозвучавшее обвинение: из приезда Аласании в Сухум никто не делал тайны, а о содержании переговоров не сообщалось потому, что сообщать было нечего – звучали размытые, лишенные конкретики предложения, к тому же было ясно, что Аласания, несмотря на чин, ничего решать не может без дополнительных согласований с Михаилом Саакашвили и другими тбилисскими лидерами.
Другие обвинения, звучавшие в адрес властей от кандидатов в президенты, касались чрезмерной открытости местной экономики российскому капиталу. Но и они парировались командой президента достаточно просто: отрасли, отдельные объекты без внешних финансовых вливаний не реанимировать, а кому как не России, первой признавшей суверенитет Абхазии, являющейся гарантом ее безопасности, давать приоритетное право. Тем более что по большому счету других инвесторов в силу политических причин, в общем-то, и нет.
Еще одна особенность нынешних выборов – малая значимость голосов жителей Гальского района. Этот регион, как отмечалось, в основном населен несколькими десятками тысяч грузин. На прошлых выборах большинство голосовало за Багапша. Объяснялось это тем, что жена абхазского лидера – грузинка, род которой ведет происхождение из Гали. В субботу на три избирательных участка Гальского района придут всего около тысячи человек. Согласно законодательству в выборах могут участвовать жители республики, обладающие абхазскими паспортами. По различным данным, этим документом успели обзавестись около тысячи гальцев.
Тем не менее все кандидаты в президенты Абхазии сочли своим долгом встретиться с жителями района. В Грузии активность абхазских политиков язвительно назвали «игрой в демократию под дулами российских автоматов в присутствии наблюдателей из Госдумы и приднестровских сепаратистов».
Однако в эти дни в Сухум пожаловали не только, по данным председателя ЦИК Абхазии Батала Табагуа, «80 наблюдателей из России, стран СНГ, Европы и США». С прощальным визитом в республику прибыл Йоханн Вербеке, покидающий должность сопредседателя женевских консультаций от ООН в связи с «переходом на другую работу». Вербеке встретился с Шамбой и выразил обеспокоенность милитаризацией региона. В первую очередь дипломат подразумевал ввод в Абхазию российских военных, техники, плавсредств. В ответ ничего нового он не услышал. Сергей Шамба заявил, что «Абхазия вынуждена обратиться к России и принять военную помощь из-за продолжения Грузией политики нагнетания напряженности». «Нам нужна безопасность как на суше, так и на море. Продолжение милитаризации Грузии, воинственная риторика могут привести к новому витку напряженности и нестабильности в регионе. Мы же делаем все, чтобы защитить себя», – сказал Шамба.
Эти же вопросы обсуждались в среду на четырехсторонней встрече в Гали по превенции инцидентов. К уже обозначенным абхазская и российская делегации добавили другие обвинения в адрес Тбилиси. Речь идет о возобновлении полетов над Абхазией беспилотных аппаратов. Однако грузинская сторона отказалась признать летательные аппараты своими.
Другой вопрос, по которому стороны не нашли понимания, касался турецкого судна «Букет», перевозившего горюче-смазочные материалы в Абхазию. Судно, как уже писала «НГ», было задержано грузинскими пограничниками и конфисковано вместе с грузом, а капитан крупно оштрафован. Возвращаясь к инциденту, российская сторона потребовала вернуть судно и груз. Однако представитель Тбилиси Шота Утиашвили заявил, что «этот вопрос не рассматривается».
«Именно для предотвращения подобных проблем, для обеспечения безопасности транспортировки грузов в наши порты в абхазской акватории будут базироваться российские катера», – объяснил Шамба Йоханну Вербеке. Ожидается, что «Соболи» и «Мангусты» войдут в Очамчирскую бухту в субботу. В день выборов президента. В субботу на усиленный режим несения службы будут переведены все силовые структуры Абхазии.