Автомобили могут стать причиной аварии на пути в Таможенный союз.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Таможенный союз у рядовых белорусов пока ассоциируется только с подорожанием легковых автомобилей, причем со знаком минус. Эксперты же и вовсе сомневаются в реализуемости проекта.
Вчера белорусские СМИ растиражировали новые ставки таможенных пошлин на легковые автомобили, которые опубликованы на официальном сайте комиссии Таможенного союза. Увиденное оказалось куда хуже, чем самые смелые предположения рядовых белорусов и местных автодилеров. Сопоставление пошлин, которые станут действующими с 1 января 2010 года, с теми, по которым ввозят легковые автомобили сегодня, показывает, что по самым распространенным позициям растаможка подорожает в 10 раз. Например, еще сегодня ввезти в Белоруссию автомобиль с дизельным двигателем объемом 2 тыс. куб. см можно, уплатив лишь 800 евро. С нового года сумма таможенных платежей составит 8 тыс. евро. Для белорусов, средняя зарплата которых не дотягивает даже до 250 евро, это астрономическая сумма. Правда, пока, во всяком случае – до начала лета, на прежнем уровне останутся ставки таможенных пошлин для населения. Это значит, что сам гражданин для себя лично может ввезти один автомобиль по старым ставкам. Однако не каждый рядовой белорус, который привык ходить за автомобилем в ближайший «автомагазин» или на местный рынок, отважится сам хлопотать о визе и ехать в Европу за автомобилем. Что касается дилеров мировых автомобильных брендов, то они и вовсе объявили о прекращении деятельности на полгода, как минимум до выравнивания пошлин для предприятий и физических лиц. Однако никто не рассчитывает на то, что после этого рынок оживет.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко во вторник, общаясь с журналистами, признался, что Белоруссии пришлось пойти на уступки, которые не найдут понимания у населения, по таможенным пошлинам на автомобили в обмен на некие ответные шаги со стороны России. «У нас нет производства легковых автомобилей, а в России есть. Россия хотела бы, чтобы этот вид производства был защищен. Допустим, мы пошли навстречу россиянам, тогда россияне пойдут навстречу нам по другим вопросам и т.д.», – пояснил белорусский президент, не уточнив, правда, по каким позициям готова уступать Россия. Но вчера стало понятно, что имел в виду белорусский лидер: глава «Газпрома» Алексей Миллер провел встречу с заместителем премьера Белоруссии, по мнению источника Интерфакса в госструктурах Минска, где речь шла о снижении цены на газ для союзника.
Тем не менее оппоненты Лукашенко говорят о том, что под угрозой его неизменно высокий рейтинг. Эксперты, правда, не склонны придавать такое значение гневу автовладельцев. «Конечно, недовольство будет, ведь сам по себе Таможенный союз – это некая абстракция, а возросшие ставки таможенных пошлин – конкретная реальность», – заявил «НГ» белорусский политолог Валерий Карбалевич. В то же время белорусы – такая нация, у которой недовольство властью не всегда вредит ее рейтингу, утверждает он.
Оттого, что президенты 27 ноября поставили свои подписи под документами о едином тарифном и нетарифном регулировании и заявили об эпохальности этого события, ясности в то, что будет, это не внесло. «Лукашенко подвесил Таможенный союз, не подписав основных документов без четких гарантий со стороны России, что условия поставки нефти и газа в Белоруссию будут смягчены», – уверен Карбалевич. По его мнению, пока нет никаких оснований говорить о том, что что-то изменится с 1 января 2010 года, в том числе и по автомобилям. Политолог утверждает, что к 18 декабря, когда президенты вновь встретятся, должны быть подготовлены документы, прописывающие энергетические гарантии для Белоруссии. В противном случае ничего не будет. Эксперт напомнил, что Таможенный союз Белоруссии и России де-юре существует с 1995 года, однако это не мешает то и дело вспыхивать молочным, сахарным и прочим торговым войнам.
Политики лукавят, когда говорят о перспективе свободного движения товаров в Таможенном союзе. Источник «НГ», близкий к белорусскому правительству, признался, что стороны так и не решились дать свободу передвижения по территории всех трех стран импортным товарам, ввезенным на территорию одной из них. «Может получиться, что импорт пойдет только через одну страну», – пояснил он суть опасений. По утверждению собеседника «НГ», эта норма напрямую в документах не прописана, «она там спрятана», но она есть. Также источник «НГ» подтвердил фигурировавшую в некоторых СМИ информацию о том, что в вопросе создания единой таможенной территории, без чего вообще не может быть никакого союза, у сторон пока нет взаимопонимания. Эксперт позволил себе высказать опасения, что Таможенный союз так и останется неработающим проектом, как многие предыдущие (Союзное государство, Таможенный союз Белоруссии и России, ЕЭП).
Солидарен с таким мнением и политолог Валерий Карбалевич. По его мнению, у сторон разные цели. В частности, для России это больше политический проект, так как она стремится укрепить свое геополитическое влияние на постсоветском пространстве. Для Белоруссии – экономический, поскольку ее главный интерес – дешевые энергоносители. Напомним, что об отсутствии выгод для Белоруссии на начальной стадии создания Таможенного союза говорил и Лукашенко. Именно поэтому, по его словам, главное, что нужно сделать в ближайшее время, – четко прописать «дорогу» к единому экономическому пространству. Кстати, по мнению белорусского президента, на это понадобится около полутора лет.
Минск