Пункты пограничного контроля становятся опасными для жизни.
Фото РИА Новости
В ночь на минувший четверг на границе России с Украиной произошел трагический инцидент. Военнослужащие Пограничных войск ФСБ РФ застрелили гражданина Украины при попытке незаконно пересечь российско-украинскую границу вблизи пограничного поста «Волчанск». Почти сутки официальные круги каждой из сторон сохраняют молчание. Эксперты же усматривают признаки дальнейшей эскалации напряженности между Киевом и Москвой.
Как сообщается, 26 ноября украинец был убит российскими пограничниками в 5 метрах от государственной границы с Украиной. На белом автомобиле «Нива» с прицепом он пытался незаконно, в обход пропускного пункта, пересечь российско-украинскую границу и таким образом попасть в Харьковскую область. Российские пограничники произвели предупредительный выстрел, однако нарушитель на требование остановиться не отреагировал. В результате пограничники выстрелили еще и ранили мужчину в шею, от чего тот скончался.
Погибшим оказался житель одного из пограничных украинских районов. Ему 48 лет. Он уже опознан родителями. Судя по найденным документам, «Нива» принадлежит гражданину Украины Александру Галкину, который жил в Харьковской области. Как оказалось, погибший пытался перевезти незаконным образом в Украину оборудование для плавсредств. Российская сторона проинформировала о случившемся украинских пограничников, МВД, Службу безопасности Украины и прокуратуру.
Украинская реакция
Непосредственно в Киеве инцидент не комментируется. «Сейчас Государственная пограничная служба, Служба безопасности Украины, прокуратура выясняют все обстоятельства произошедшего. Только после завершения расследования можно будет о чем-то говорить», – сказал «НГ» руководитель пресс-службы МИД Украины Валерий Джигун. В СБУ подтвердили его слова, уточнив, что гражданин Украины погиб на территории РФ, поэтому расследование будет проводиться совместными усилиями государственных служб.
Официально в пограничной службе подробности инцидента не разглашают. Сотрудник пресс-службы ведомства Сергей Астапов сказал: «Могу только подтвердить, что гражданин Украины погиб на смежной территории. В четверг состоялась протокольная погранично-представительская встреча, в ходе которой российские коллеги изложили нам факты и свое объяснение случившегося. Мы согласились с предварительными выводами российской стороны». Астапов уточнил, что процедура предполагает проведение расследования вначале российскими государственными ведомствами, поскольку инцидент произошел на территории РФ и тело погибшего находится в России. «Потом украинская сторона ознакомится с результатами расследования – будут сделаны окончательные выводы», – сказал чиновник.
Представители государственных ведомств Украины склоняются к мнению, что смерть нарушителя на границе была случайной. «Такое бывает, к сожалению. Это человеческая трагедия – и для семьи погибшего, и не в меньшей степени для того из ребят-пограничников, кто случайно его расстрелял. Не надо сюда приплетать политику», – сказал «НГ» бывший высокопоставленный сотрудник МИДа.
Однако первым политические нотки в ситуацию внес пресс-секретарь украинского посольства в Москве Олег Волошин, который вчера сказал Интерфаксу, что «чрезвычайное событие вне зависимости от обстоятельств вносит некую напряженность даже не столько в отношения между двумя государствами, сколько между двумя народами». «Гибель гражданина Украины на российско-украинской границе не может оставить равнодушным украинское общество, и мы надеемся на самое тщательное расследование данной трагедии», – отметил он. В МИД Украины вчера уточнили, что Волошин высказал собственное мнение, а не позицию органов власти государства.
Российская реакция
В Центре общественных связей ФСБ эту ситуацию комментировать отказались. «Вся информация по данному случаю через некоторое время будет опубликована в Интерфаксе», – заявил представитель центра. Правда, точную дату появления этого сообщения не назвал. Молчит и МИД.
По мнению одного из генералов российских спецслужб, пожелавшего остаться неизвестным, акция пограничников чрезвычайно безответственна. Стрелять было нельзя ни в коем случае. Имеется тысяча и один способ остановить нарушителя при пересечении границы: догнать на бронетранспортере, перекрыть ему дорогу, использовать вертолет, спустить на него натренированных собак и т.д. Убойная сила пули, выстреленной из автомата, составляет не более 750–800 метров. Но в данном конкретном случае нарушитель был на еще более близком расстоянии от пограничников. Он находился под защитой корпуса автомобиля, что отнимает часть кинетической энергии пули и снижает ее убойную силу. То есть можно с полной уверенностью говорить о том, что стрельба велась с расстояния до 400 метров.
Но не это главное. Главное состоит в том, каковы причинно-следственные связи, приведшие к этому инциденту. Я их вижу две. Первая – безответственное поведение пограничников, начавших стрелять в представителя братского народа. Это недопустимо. И виноваты в этом все пограничные силы – от командующего до того солдата, который открыл стрельбу. Они, видимо, не отдают себе полного отчета в том, что это особая граница, где братоубийства не должно быть ни под каким предлогом. Генералы-пограничники соответствующим образом не ориентировали своих подчиненных, а те над этим вопросом не задумывались, а просто действовали по уставу – слепо, тупо, как предписано.
Вторая причина может состоять в том, что этот инцидент не что иное, как провокация. История французских, немецких, американских и других спецслужб знает их немало. Классический пример: выстрелы на германско-польской границе, ознаменовавшие начало Второй мировой войны. А как начиналась война в Афганистане – тоже с выстрелов. Для Ющенко такая ситуация представляется весьма выгодной. Не исключаю, что это может быть следствием примитивных действий украинских спецслужб.
В любом случае политическая бдительность у российских пограничников отсутствовала полностью. Стрелять было нельзя».
«Такие случаи бывают, когда кто-то незаконно пытается попасть на территорию России, – сказал «НГ» генерал-майор запаса, президент Фонда поддержки военной реформы Павел Золотарев.– Пограничники действуют в соответствии со своими уставами и имеют право применять оружие, если нарушитель отказывается выполнить их указания. Сейчас на Украине идет предвыборная кампания, и противники России, начиная с нынешнего президента Виктора Ющенко, раздуют данный инцидент до невероятных размеров.
Будут или не будут повторяться подобные акции со стороны пограничников обеих стран, сказать трудно. Также трудно оценить и вероятность возникновения вооруженного конфликта между Украиной и Россией.
Но главная нелепость этой ситуации состоит в том, что украинцы и русские испокон веков жили вместе. Между ними никогда не было ни вражды, ни каких-то границ. Сегодня в Украине живет очень много русских, а в России украинцев. Но теперь между двумя странами существует граница. Граница – вещь жесткая. Главной задачей формирований, охраняющих ее, является воспрещение незаконного проникновения на свою территорию. И одним из способов борьбы с нарушителями является применение оружия. Что и случилось».
Президент Академии геополитических наук генерал-полковник запаса Леонид Ивашов считает, что причина данного конфликта лежит в полной разбалансированности наших структур обеспечения национальной безопасности. «Это не могло не коснуться и пограничников. Случай, когда русские начинают убивать своих сородичей, является из ряда вон выходящим. Нам давно навязывают сценарий обострения отношений с Украиной и на хозяйственном, и на политическом уровнях. А теперь мы видим некоторые движения, которые способствуют возможности возникновения военного конфликта. Если это свершится, то последствия могут быть очень тяжелыми для обеих сторон».
«Все будущие заявления о том, что наши пограничники действовали в рамках закона, поступили правильно и т.д., не имеют никакого смысла. Я считаю, что Россия обязана извиниться перед Украиной даже на уровне президента. Но главной задачей сегодня является создание таких условий, чтобы подобные инциденты никогда не повторялись в будущем. А это можно обеспечить только принятием необходимых мер по обеспечению сбалансированности силовых структур России».
Киев