Следующее рукопожатие Алиева и Саргсяна может состояться нескоро.
Фото с сайта президента Армении
В воскресенье в Мюнхене состоялось очередное заседание Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) по карабахской проблеме, в рамках которого прошли переговоры президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. Шестые по счету в нынешнем году, посвященные Мадридским принципам урегулирования конфликта. Об их результатах станет известно позднее – закрытый режим переговоров уже стал нормой.
Мюнхенская встреча, как и предыдущие, прорыва не обещала: позиции сторон по вопросу Нагорного Карабаха (НКР) по-прежнему противоположны. Многоходовые теоретические расклады, предлагаемые посредниками, в конце концов упираются в статус НКР и хрупкие наработки рушатся как карточный домик.
Баку считает самопровозглашенную республику неотъемлемой частью Азербайджана и готов предоставить ей широкую автономию в составе единого государства. Возвращение «пояса безопасности» – семи районов (Кельбаджарского, Лачинского, Губадлинского, Физулинского, Зангеланского, Агдамского и Джебраильского) вокруг Карабаха, занятых армянской стороной и являющихся «буферной зоной», – само собой разумеющееся. А над Лачинским коридором, соединяющим НКР с Арменией, азербайджанская сторона предлагает установить совместный контроль. Порядок действий при этом предлагается следующий: возвращение оккупированных семи районов, возвращение всех азербайджанских беженцев, проведение когда-нибудь в будущем референдума по статусу НКР, по итогам которого раз и навсегда будет определена судьба Карабаха.
В последнем серьезная закавыка. Дело в том, что, согласно Конституции Азербайджанской Республики, проведение референдума допустимо в рамках всего азербайджанского государства, но не в отдельно взятой его части или районе. Этот пункт Конституции власти пересматривать не собираются. Поэтому результаты всенародного голосования в Азербайджане по вопросу НКР легко предсказуемы.
Армянская сторона считает допустимым возврат Азербайджану на данном этапе некоторых районов из «пояса безопасности», беженцев, но в обмен на признание независимости НКР и твердые гарантии невозобновления боевых действий. При этом напоминает, что под юрисдикцией Баку частично оказались Шаумяновский, Мартакертский и Мартунинский районы НКР, а в самой НКР уже проводился референдум по статусу, и 99% населения проголосовали за независимость.
Эти тяжелые противоречия между Ереваном и Баку усугубили резкие заявления азербайджанского президента на встрече с беженцами в конце прошлой недели. «Мы отправляемся на эту встречу со своей программой. Эта встреча должна сыграть решающую роль в процессе переговоров, так как в этом году состоялось несколько встреч, но они не дали никакого результата. Если и эта встреча будет безрезультатной, то тогда наши надежды на переговоры иссякнут», – заявил Алиев, подчеркнув, что после этого остается лишь военный путь восстановления территориальной целостности Азербайджана. «Мы расходуем миллиарды, усиливаем нашу армию, закупаем новое вооружение, технику, укрепляем наши позиции на линии соприкосновения. Мы делаем это потому, что никогда не исключали и не исключаем этот вариант. Мы имеем полное право военным путем освободить свои земли. Международно-правовые нормы признают это наше право. Мы просто хотим, чтобы этот вопрос был решен мирным путем, чтобы не было войны. Но если Армения полагает, что мы будем постоянно участвовать в этих переговорах, то это ошибочное мнение. Мы будем участвовать в переговорах до тех пор, пока у нас есть надежда на то, что вопрос будет решен», – сказал Алиев. По словам президента, Азербайджан не может и не будет, как другие, «30–40 лет вести безрезультатные переговоры», потому что «с точки зрения экономического потенциала Армения и Азербайджан очень отличаются друг от друга, и если 10–15 лет назад существовал баланс как в военной, так и в экономической сфере, то этот баланс давно уже нарушен».
Официальный Ереван на выпад Баку отреагировал спокойно. «Мы уже привыкли к угрозам азербайджанских политиков, которые игнорируют рекомендации международных институтов избегать агрессивной риторики. Любой конфликт решается путем компромиссов. В нашем же случае азербайджанская сторона не желает уступать ни в чем», – заявил «НГ» высокопоставленный собеседник.
Между тем оппозиционная парламентская фракция «Наследие», получив отказ правительства на представленный законопроект «О признании независимости НКР», рассматривает возможность проведения плебисцита по этому вопросу. «Признание Арменией независимости Нагорно-Карабахской Республики на настоящем этапе нецелесообразно и принятие соответствующего закона преждевременно», – заявил журналистам замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян.