«Взаимодействовать с моим российским коллегой Сергеем Лавровым – легко и трудно» – так прокомментировал итоги своего визита в Москву государственный секретарь – министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев, находившийся в России 16 и 17 ноября с официальным визитом. Легко – потому что отношения лидеров обоих государств, частота и динамика их встреч определяют повестку дня сотрудничества, и МИДам остается только выполнять задуманное. Трудно – потому что лидеры двух стран постоянно работают на опережение, а интеграционный механизм запущен на полные обороты.
Еще в январе 1992 года, напомнил Канат Саудабаев, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев представил проект, предусматривающий свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между нашими странами, но тогда бюрократия оказалась не готова воспринять столь революционную инициативу. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Сейчас, с созданием Таможенного союза Казахстан, Россия и Белоруссия практически подошли к решению этой проблемы, а по мере вхождения в союз других государств можно будет говорить о создании Единого экономического пространства, которое станет основой для Евразийского экономического союза, подчеркивает Саудабаев. Пока же, как заявил Нурсултан Назарбаев, «открывается для всех нас огромный рынок на 170 миллионов человек и 2 триллиона общего ВВП».
Мы уже свыклись с тем, что именно Казахстану принадлежит ведущая интеграционная роль на постсоветском пространстве, а инициативы его президента все чаще подталкивают Москву к активизации интеграционных процессов. Одна из последних – создание вслед за Таможенным союзом союза валютного и учреждение единой валюты ЕврАзЭС – «евраз». Эти идеи Назарбаева, высказанные в его статьях «Ключи от кризиса» и «Пятый путь», по мнению российских экспертов, нуждаются в изучении и серьезной проработке. «Со стороны президента Казахстана публичная постановка этого вопроса весьма важна, поскольку она открывает возможность дискуссии на профессиональном уровне и позволяет начать просчитывать различные варианты», – считает директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике Андрей Федоров. «Я думаю, что валюта ЕврАзЭС может появиться в течение ближайших 15 лет и она будет базироваться на нашем рубле», – полагает, в свою очередь, старший научный сотрудник Института исследований Восточной Азии и ШОС при МГИМО Леонид Гусев.
«Инициативы Назарбаева, даже если они и не сразу восприняты окружающими, оказываются жизненными, потому что продуманы и направлены на решение действительно наболевших проблем», – отметил директор Центра постсоветских исследований при МГИМО Станислав Чернявский.
Это, по сути, повторение пути Евросоюза – от экономической интеграции к интеграции политической и военной. Причем в вопросе военной интеграции Евразия – даже впереди. Параллельно с Таможенным союзом Москва и Астана инициировали в этом году создание Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, первые крупномасштабные учения которых состоялись в октябре на казахстанском полигоне Матыбулак.
По мере возрастания международного авторитета Казахстана и его роли в мировых делах усиливается и внешнеполитическая связка Москвы и Астаны. По словам Каната Саудабаева, в качестве председателя ОБСЕ в 2010 году Казахстан намерен максимально учитывать и поддерживать инициативы своих российских партнеров, такие как двухступенчатая схема временного применения Соглашения об адаптации ДОВСЕ; встреча руководителей пяти региональных организаций (ОБСЕ, ОДКБ, ЕС, НАТО и СНГ); проведение памятных мероприятий в 2010 году в связи с 65-летием Победы во Второй мировой войне. Одновременно Астана рассчитывает на поддержку Москвы в реализации своего амбициозного плана председательства в ОБСЕ. И вполне закономерно, подчеркивают в российском МИДе, где разделяют необходимость реализации инициатив Астаны о проведении в 2010 году и саммита ОБСЕ, и международной конференции по Афганистану.
Такому единодушию на постсоветском пространстве, где споры и разногласия в последнее время стали уже традицией, можно только позавидовать. В рамках своего московского визита глава МИД Казахстана не уставал повторять, что «вопреки известной формуле об отсутствии вечных друзей и наличии вечных интересов Казахстан и Россия – страны, которым самой историей суждено быть вечными друзьями».