Президенты Азербайджана и Армении шаг за шагом решают вопросы карабахского урегулирования.
Фото с сайта президента Армении
Президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян до конца ноября проведут очередной раунд переговоров по Нагорному Карабаху (НКР). Точная дата и место проведения встречи пока не определены. Желание подключиться в переговорный процесс изъявил Евросоюз. Об этом в ходе своего визита в Баку заявил спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе Питер Семнеби.
В воскресенье Питер Семнеби заявил журналистам, что Евросоюз сможет сыграть и сыграет роль в решении нагорнокарабахского конфликта. «Я пока ничего не смогу сказать в связи с урегулированием конфликта. В основном потому, что Евросоюз не входит в Минскую группу ОБСЕ (МГ ОБСЕ курирует переговорный процесс. – «НГ»)... Наш опыт в связи с конфликтной ситуацией может стать полезным и для карабахского конфликта», – заявил Семнеби азербайджанским журналистам.
Относительно самого переговорного процесса спецпредставитель ЕС отметил, что в последний год в нем наблюдается интенсивность. В связи с этим он указал на частые встречи президентов Азербайджана и Армении, а также министров иностранных дел двух стран. «Это является положительным событием в решении конфликта», – считает Семнеби. В то же время он отказался комментировать предстоящую встречу президентов Алиева и Саргсяна.
От встречи президентов, которая состоится до конца месяца, многого не ждут ни в Ереване, ни в Баку. По практическим достижениям она может и не отличаться от предыдущих. Главное противоречие остается в том же состоянии, что и прежде, и не видно, как стороны могут сблизить позиции. Азербайджан по-прежнему настаивает на том, что Нагорный Карабах является составной частью республики, и предлагает самые широкие автономные права. Но и только. В Баку также считают необходимым и справедливым, если армянская сторона освободит прилегающие к НКР территории.
Официальный Ереван против последнего принципиально вроде бы уже не возражает. Но взамен рассчитывает на серьезные встречные уступки азербайджанской стороны. И уж никак не собирается рассматривать в качестве таковой предложение предоставить НКР автономный статус в составе единого азербайджанского государства. При этом можно предположить, что армянская сторона в некотором роде может быть и сама заинтересована в частичном освобождении прилегающих к НКР территорий. Поскольку с этим связан практический процесс нормализации отношений с Турцией, что Еревану, как ни крути, нужно. Даже если Тбилиси и не передумает открывать КПП «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе, через который Армения вновь обретет сухопутную транспортную связь с Россией. Пока же подписанные МИД Турции и Армении «швейцарские протоколы» о нормализации отношений практического продолжения не получили, застряв в комитете по внешним сношениям парламента Турции, с одной стороны, а с другой – в Конституционном суде Армении, лишь после положительного вердикта которого они будут представлены на ратификацию Национального собрания (парламента). Но даже приблизительные даты поступления протоколов к депутатам двух стран пока не известны. Впрочем, тут есть некие предусловия.
Армянские депутаты объявили, что начнут рассматривать документы лишь... после того, как их ратифицирует парламент Турции, и никак не раньше. А премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган после упомянутого подписания протоколов не раз говорил о том, что практическая их реализация может начаться только после неких реальных подвижек в карабахском процессе. То есть Анкара дала понять, по меньшей мере пока не будут освобождены хотя бы прилегающие к НКР территории, в армяно-турецких отношениях ничего не изменится.
Заявление Эрдогана, конечно, преследовало и другую цель – успокоить стратегического партнера Азербайджан, заговорившего о «предательстве Анкарой тюркских интересов». Но, судя по всему, трещина, возникшая в отношениях «одного народа – два государства», после подписания армяно-турецких протоколов оказалась глубже, чем на первый взгляд, и одним только заявлением ее не устранить. Во всяком случае, Баку и Анкаре пока не удается согласовать новые цены на газ, поставляемый Азербайджаном. Напомним, что сразу после подписания протоколов Ильхам Алиев заявил о прекращении газообеспечения Турции по льготным тарифам. Анкара согласилась пересмотреть условия импорта азербайджанского газа. Но к общему знаменателю стороны все никак не придут. Вот такое внешне запутанное положение в треугольнике Баку–Анкара–Ереван предшествует переговорам Алиева и Саргсяна. Внутренних же разногласий куда больше.