Александр Лукашенко не приемлет условий Евросоюза.
Фото Reuters
Завтра в ЕС будет озвучено решение по поводу визовых санкций в отношении белорусских чиновников. Однако уже сегодня известно, что Европа решила сохранить статус-кво: санкции будут продлены одновременно с мораторием на их действие до весны 2010 года. Официальный Минск продемонстрировал признаки недовольства таким сценарием.
Информация о том, что ЕС предлагает такое решение, содержится в проекте заявления, которое должны будут одобрить или отклонить министры иностранных дел на сегодняшнем заседании Совета ЕС. Вероятность того, что будет принято иное решение, мала. Это в своем выступлении в субботу на Европейском форуме, организованном в Минске представителями оппозиции, подтвердил депутат Европарламента Яцек Протасевич. Он также сообщил, что на этой неделе, возможно, начнутся переговоры Минска и Брюсселя по одному из важных для Белоруссии вопросов – стоимости виз. По словам Протасевича, вероятность снижения их стоимости с нынешних 60 евро до 35 вполне вероятна. Представители ЕС поясняют, что полностью отменить ограничения на въезд в ЕС белорусской «верхушки» не могут, так как прогресс в демократизации страны незначительный.
Идея сближения с Европой, тактическим шагом для реализации которой и является мораторий на санкции в отношении высшего руководства Белоруссии, а затем и возможная их полная отмена, в общем-то, близка всем слоям белорусского общества и политическим силам страны. Однако пути такого сближения всем видятся иными. Представители власти считают, что сотрудничество должно быть, потому что Белоруссия – это тоже часть Европы. Как неоднократно заявлял президент Александр Лукашенко, никаких условий при этом официальный Минск не приемлет: «Если вы их (визовые санкции) опять продлите, то мы будем это воспринимать как попытку снова нас подвесить и что-то из нас выжать». Оппозиция же считает, что сотрудничество с Европой должно проходить с условиями. Более радикально настроенные ее представители считают, что условия должны быть жесткими и принципиальными. «Кредиты в обмен на свободные выборы», – охарактеризовал такой подход председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. Нерадикальная оппозиция, которую, в частности, представляет руководитель движения «За свободу», экс-кандидат в президенты Александр Милинкевич, поддерживает политику ЕС – постепенное «втягивание» Белоруссии в демократию. На упоминавшемся Европейском форуме, организованном этим крылом оппозиции, все эти идеи были озвучены. Кроме того, Милинкевич заявил о своей готовности снова участвовать в президентских выборах. Присутствие на форуме европейских депутатов и дипломатов, видеоприветствие форуму председателя Европарламента Ежи Бузека дали основания местным наблюдателям говорить о том, что Европа уже определилась с тем, кого она хотела бы видеть во главе Белоруссии.
Однако говорить о том, что после продления моратория на санкции диалог Минск–Брюссель пойдет гладко, пока рано. Во-первых, официальный Минск рассчитывал не на продление моратория, а на полную отмену санкций. Какой будет реакция официального Минска, сказать сложно. Тем более что в конце минувшей недели власти совершили весьма показательный шаг. Глава администрации президента и руководитель Общественно-консультативного совета при ней Владимир Макей объявил, что совет свою работу приостанавливает. Напомним, что совет с участием представителей оппозиции был создан с подачи ЕС и существовал как доказательство того, что власти ведут диалог с общественностью. Некоторые члены совета от оппозиции были невысокого мнения о его эффективности и считали данное новообразование, как и многие другие инициативы власти, декоративным. Именно неконструктивный подход оппозиции к диалогу и его озвучивание в СМИ, по словам Макея, и заставили его приостановить деятельность совета.
По мнению белорусского политолога Валерия Карбалевича, решение приостановить работу совета – это ответ на решение ЕС не отменять санкции. «Я думаю, что проект резолюции стал известен властям, и поскольку он их не устраивает, то решено было также продемонстрировать более жесткую позицию», – предположил он в беседе с корр. «НГ». Данный шаг – это демонстрация силы не только для ЕС, но и для «внутреннего пользования» – поддержания имиджа сильной власти, которая не позволяет собой манипулировать, считает Карбалевич.
Минск