К российско-таджикским сложностям добавилась еще одна – руководство подконтрольной России═Сангтудинской ГЭС-1 (75% акций) уведомило власти Таджикистана о возможной остановке станции с 1 декабря из-за долгов потребителей. Решение прекратить выработку электричества совпало с фактическим развалом Объединенной энергетической системы (ОЭС) Центральной Азии и началом очередного зимнего энергокризиса в Таджикистане.
«Если не будет погашена задолженность перед Сангтудинской ГЭС-1, руководство станции будет вынуждено пойти на крайние меры и полностью прекратить производство электроэнергии», – говорится в письме руководства ГЭС премьер-министру Таджикистана Акилу Акилову, сообщает Reuters. Задолженность потребителей к концу ноября превысит 9,7 млн. долл.
Общий долг Таджикистана за выработанную электроэнергию на конец октября составлял 30 млн. долл. Этот вопрос обсуждался в Москве 22 октября на встрече президентов России и Таджикистана Дмитрия Медведева и Эмомали Рахмона, который пообещал погасить задолженность в кратчайшие сроки.
Однако в Душанбе не торопятся расплачиваться. По словам председателя ОАХК «Барки Тоджик» («Энергия Таджикистана») Саната Рахимова, вопросы, связанные с долгами, будут решаться постепенно. «Невозможно за три месяца решить проблему долга, который образовался в течение двух лет», – заявил он журналистам. По его словам, с конца 2008 года ситуация для компании сложилась тяжелая – маловодье привело к снижению выработки электроэнергии. «По возможности Госэнергокомпания рассчитается с ОАО Сангтудинской ГЭС-1», – сказал Рахимов и подчеркнул, что решение об остановке ГЭС могут принять только министры энергетики Таджикистана и России. «Сангтудинская ГЭС-1 – это совместный таджикско-российский проект, 75% акций объекта принадлежит РФ, оставшиеся 25% составляет доля Таджикистана. Другими словами, один из четырех агрегатов Сангтуды-1 принадлежит Таджикистану», – заметил чиновник.
Власти республики рассчитывали, что новая станция, вырабатывающая около 2,7 млрд. кВт-ч в год, частично покроет дефицит электроэнергии в стране, который ежегодно составляет около 4 млрд. кВт-ч. Правительство вынуждено ежегодно в зимний период вводить для населения лимит на подачу электричества. Не станет исключением и нынешняя зима. Уже с начала месяца регионы республики получают всего по 7 часов электроэнергии в сутки. В правительстве ограничения объясняют тем, что ОЭС Центральной Азии находится на грани распада. Узбекистан заявил о выходе из ОЭС ЦА. По словам пресс-секретаря «Барки Тоджик» Нозирджон Едгори, энергосистема Таджикистана начиная с 29 октября работает в автономном режиме в связи с выходом Узбекистана из параллельного режима работы, из-за чего республика не может получить обещанный Туркменией 1 млрд. кВт-ч.
Примечательно, что заявление об остановке Сангтудинской ГЭС-1 последовало сразу вслед за прошедшим в Душанбе китайско-таджикским бизнес-форумом, на котором Поднебесная получила предложения поучаствовать в 10 проектах в сфере гидроэнергетики, строительстве дорог и в добыче полезных ископаемых. В свою очередь, Душанбе рассчитывает на получение инвестиций примерно в 3 млрд. долл.
По мнению заведующего отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрея Грозина, «руководство Таджикистана активно выставляет себя на геополитические и геоэкономические торги». «Китай вытесняет Россию из Таджикистана. Это наглядно показал не столько форум, который состоялся в Душанбе, а те цифровые показатели таджикско-китайского сотрудничества, которые демонстрируются на официальном уровне. Их использует Душанбе, пытаясь как-то надавить на Россию. Но и Россия предпочитает разговаривать с позиции силы – пример с Сангтудой весьма показателен, – считает эксперт. – Такая ситуация выгодна Китаю, расширяющему влияние во всех регионах Центральной Азии и в Таджикистане в частности».