Казахстанский флот пополнится новыми боевыми катерами.
Фото с сайта www.flot.com
Ближайшие союзники России по ОДКБ Казахстан и Армения реализуют собственные проекты в сфере безопасности, напрямую затрагивающие интересы Москвы. Несмотря на сокращение Каспийской флотилии РФ и заявления России о необходимости демилитаризации Каспия, Казахстан, напротив, значительно наращивает в регионе свои военно-морские силы (ВМС). Армения же на днях обратилась к руководству НАТО с просьбой оказать ей помощь в охране армяно-грузинской границы, хотя Россия, как известно, против активного участия стран НАТО в обеспечении безопасности на постсоветском пространстве, в частности, в Закавказье.
О планах создания на Каспии соединения малых сторожевых кораблей сообщил на днях новый главнокомандующий ВМС Казахстана Жандарбек Жанзаков.
При этом, как выясняется, все новые корабли будут не российского производства. Речь идет о сторожевиках, построенных в Южной Корее. Хотя сравнительно недавно, в 2007 году, тогдашний министр обороны Казахстана Даниал Ахметов вел переговоры по этому вопросу с российским коллегой Анатолием Сердюковым, посещая верфи по постройке военных судов в Татарстане. Теперь же, по словам Жандарбека Жанзакова, приоритет отдан южнокорейским судостроителям, поскольку «корабли российского производства дороже». Обосновывая такой выбор, главком казахстанских ВМС прямо заявляет: «Качество и цена имеют значение. Кроме того, по возможности необходимо приобретать корабли одного класса и производителя, чтобы унифицировать подготовку личного состава, проведение ремонтных работ». Жанзаков не без гордости сообщает, что казахстанские экипажи ходили на южнокорейских кораблях по Японскому морю, «проводили стрельбы из всех видов оружия┘ На сегодня это самые быстрые корабли на Каспии, развивающие скорость 38 узлов».
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов заявил «НГ», что не видит в данном факте ничего необычного. По его мнению, Южная Корея традиционно имеет в Казахстане крепкие позиции. «В Астане присутствует мощное южнокорейское политическое и экономическое лобби, – утверждает эксперт. – Корейцы научились делать многие системы вооружений, в том числе и военные корабли (по лицензии и самостоятельно), очень качественно». Между тем, считает Руслан Пухов, «наша отечественная оборонка, и особенно судостроение, находятся в упадке». В качестве примера он приводит недавнюю публикацию в одном из изданий, где устами военных моряков рассказывается о недоработках на новом малом артиллерийском корабле Каспийской флотилии «Астрахань». «Там постоянно что-то ломается, корабль несовершенен. Так зачем же казахстанским ВМС покупать российские боевые корабли, если южнокорейские значительно надежнее и дешевле?» – резонно рассуждает эксперт.
Генерал-полковник Леонид Ивашов, который долгое время возглавлял в военном ведомстве Главное управление международного военного сотрудничества, также считает, что Россия теряет важные оружейные контракты из-за кризисного состояния оборонно-промышленного комплекса страны. «Но не только в этом просчеты, – считает Ивашов. – Наше руководство пока неспособно эффективно организовать и отстаивать военные интересы страны уже не только в мире, но и на постсоветском пространстве». В качестве примера он приводит ситуацию с обучением в России военных специалистов из других стран. «Весной министр обороны Анатолий Сердюков обратился к руководству 39 стран с предложением организовать в российских военных вузах подготовку кадров для войск. В августе в РФ на эту учебу прибыли три тысячи человек. Однако приняли из них в российские вузы только 500 человек. Казахстанцев среди них почти не было. Они поехали на учебу в Белоруссию, в Украину. Сегодня в Академии Генерального штаба ВС РФ на учебу не приняты даже офицеры из Белоруссии, которая, как известно, является нашей ближайшей союзницей».
В результате, утверждает Леонид Ивашов, Россия теряет свои позиции даже в Армении, всегда считавшейся стратегическим партнером РФ в регионе. Собеседник «НГ» напомнил, что на днях в Ереване побывал спецпредставитель генсека НАТО на Южном Кавказе Роберт Симмонс, который сообщил, что Армения обратилась к Североатлантическому альянсу с просьбой оказать содействие и помощь в охране грузино-армянской границы. «Как известно, охрана армяно-турецкой и армяно-иранской границ осуществляется совместно армянскими и российскими пограничниками. И России, которая имеет в Армении свою военную базу и озабочена ростом милитаризации режима Саакашвили со стороны США и некоторых других стран НАТО, было бы целесообразно самой контролировать границу с Грузией», – считает Леонид Ивашов.