Доверие между Вашингтоном и Ташкентом восстановлено. С этим заявлением посол США в Узбекистане Ричард Норланд выступил в узбекской столице перед членами Американской торговой палаты. США, по его словам, делают ставку на взаимодействие с Узбекистаном в политической, социальной, экономической сферах, а также в вопросах обеспечения безопасности. Таким образом, США вслед за Евросоюзом заявили о расширении сотрудничества с Узбекистаном.
Выступая с речью перед членами Американской торговой палаты в Узбекистане, посол США в Узбекистане Ричард Норланд подчеркнул важность расширения экономических проектов и укрепления двусторонних отношений между Вашингтоном и Ташкентом. Он призвал американских бизнесменов к активному сотрудничеству с узбекским малым и средним бизнесом.
Тем более что республике, по словам американского дипломата, «удалось предотвратить худшие последствия глобального экономического кризиса». «Задача посольства США – донести до инвесторов идею экономической привлекательности Узбекистана. Задача узбекского правительства – создать и поддерживать условия, выгодные для иностранных инвестиций», – считает Ричард Норланд.
Один из интереснейших проектов, по его мнению, касается аэропорта города Навои. В скором будущем он преобразуется в трансконтинентальный транспортно-экспедиционный авиаузел и свяжет Дальний Восток, Юго-Восточную Азию, Южную Азию и Европу. Посол обратил внимание на создаваемую на базе аэропорта свободную индустриально-экономическую зону, в развитии которой могут участвовать американские инвесторы.
У Узбекистана, по мнению Норланда, есть все шансы стать связующим звеном и мостом между цивилизациями. «Мы понимаем, как важно содействие, которое Узбекистан оказывает США и силам НАТО в Афганистане, позволив перевозить невоенные грузы по коммерческим железнодорожным и автомобильным путям до афганского Хайратона. Однако за этим следуют далеко идущие планы, а именно – расширение коммерческих транзитных маршрутов из Евразии до Индийского океана», – сказал дипломат.
По его мнению, Узбекистан сыграет ключевую роль на следующем этапе этого процесса, а именно – при прокладывании железнодорожной линии от Хайратона до Мазари-Шарифа, откуда груз может быть переправлен непосредственно на «большую дорогу». Как ранее писала «НГ» (номер от 06.10.09), Узбекистан выиграл тендер на строительство железной дороги, которая свяжет афганский город Герат с крупными рынками и портами Пакистана, Индии и Ирана. Кроме того, узбекские компании построили 11 мостов вдоль маршрута Мазари-Шариф–Кабул и завершают постройку 300-километровой высоковольтной линии электропередачи от Термеза до Кабула. А компания Uzbektelecom обеспечит Афганистану доступ к Интернету.
Тема Афганистана, по мнению экспертов, занимает важное место в американо-узбекской повестке дня. «Узбекистан выбрал политику, которая была названа рядом экспертов «многовекторная». Однако у многих возникает вопрос: что скрывается за такого рода многовекторностью? Желание обслужить свои национальные интересы или же национальные интересы иных держав? Ответ на эти вопросы должны дать руководство и внешняя политика Узбекистана в своих практических действиях» – сказал «НГ» политолог Нур Омаров. По его мнению, основной интерес США в возобновлении контактов с Ташкентом заключается в получении дополнительных маршрутов доставки грузов в Афганистан. Ташкент, в свою очередь, стремится заручиться поддержкой Вашингтона в возвращении в мировую политику. Андижанские события мая 2005 года привели к тому, что Узбекистан превратился в «мирового изгоя». Это, в свою очередь, обернулось резким сокращением дипломатических контактов, кредитных линий, которые, по предварительным договоренностям, должны были быть направлены на модернизацию узбекской экономики. Попытки заменить западные кредиты займами у России оказались неприемлемыми для руководства Узбекистана.
Другим подтверждением нормализации американо-узбекских отношений может служить освобождение из-под стражи осужденного на 14 лет узбекского оппозиционера, лидера «Солнечной коалиции» Санжара Умарова. Об этом в воскресенье сообщило агентство «Фергана.ру». По мнению экспертов, свободой Умаров обязан новой политике Узбекистана в западном направлении.