Гурбангулы Бердымухамедову есть над чем подумать в отношении направлений экспорта газа.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Итальянский энергетический концерн ENI намерен войти в концерн по экспорту туркменского газа в Индию. Столь дорогой подарок президенту Туркмении Гурбангулы Бердымухамедову генеральный директор ENI Паоло Скарони сделал в день 18-й годовщины независимости республики, которая отмечалась во вторник. По мнению экспертов, таким образом дан старт для переориентации иностранных компаний в вопросе поставок туркменского газа с западного на юго-восточное направление.
Детали переговоров между Бердымухамедовым и Скарони не сообщаются. Представитель туркменского правительства отметил, что «ENI вынашивает планы по созданию газотранспортной инфраструктуры из Туркмении в Афганистан, Пакистан и Индию и предлагает помощь в разработке углеводородных запасов», цитирует Reuters.
Идея проекта строительства Трансафганского газопровода зародилась в 1993 году. Что-то конкретное стало вырисовываться в 2002-м, когда руководство Азиатского банка развития объявило о готовности спонсировать проект. Но и это не сдвинуло реализацию с нулевой точки.
После прихода к власти президента Бердымухамедова и последовавших вскоре заявлениях о диверсификации маршрутов поставок туркменских углеводородов на мировой рынок о проекте вспомнили вновь. Была создана четырехсторонняя комиссия, последнее заседание которой состоялось в Исламабаде весной нынешнего года. В основу проекта взято технико-экономическое обоснование, разработанное английской компанией PENSPEN. Предположительно длина газопровода составит около 1680 км, из них по территории Туркмении от месторождения Довлетобад будет проложено 145 км, далее через афганский Герат, Шиндад, Диларам и Кандагар – 735 км, через Пакистан – около 800 км и далее до индийского Фазилка. По всей трассе газопровода предусматривается строительство шести компрессорных станций. Ориентировочная стоимость проекта – 3,5 млрд. долл. США.
После проявленного ENI интереса к проекту ресурсная база может измениться. В качестве дополнительного рассматривается нефтегазовый блок Небитдагской договорной территории (здесь на определенных Ашхабадом условиях работает несколько зарубежных компаний. – «НГ»). Она включает месторождения Кызылкум, Кумдаг, Кара-Тепе и Небит-Даг, которые расположены в западной части Туркмении.
«Для того чтобы заполнить Трансафганский газопровод – а это 30 миллиардов кубометров газа в год, Давлетобадского месторождения недостаточно. Поэтому использование Небитдагской территории видится наиболее рациональным решением», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
Однако даже в этом случае у многих к реализации проекта скептическое отношение. Во-первых, ситуация в Афганистане далека от стабильной. Во-вторых, у Ашхабада и без Трансафганского газопровода в настоящее время есть альтернатива традиционному северному (российскому) маршруту. Речь идет о китайском и иранском направлениях. 16 декабря состоится запуск трубопровода Туркмения–Узбекистан–Казахстан–Китай мощностью 40 млрд. куб. м газа в год. Строительные работы на этом направлении уже завершены. Сейчас трубы проходят проверку на герметичность. В конце нынешнего года к уже существующему с 1997 года трубопроводу Корпедже–Курткуи (Туркмения–Иран) мощностью 9–13 млрд. куб. м газа в год, как заявляют в Ашхабаде, добавится вторая иранская ветка мощностью 20 млрд. куб. м в год. Как заметил Аждар Куртов, она берет начало из Давлетобадского месторождения, а посему является конкурентной Трансафганскому трубопроводу. «Заявления Ашхабада о том, что со следующего года он повысит добычу газа до 100 миллиардов кубометров, нужно рассматривать осторожно. Рост годовой добычи на 20–25% вряд ли достижим», – сказал «НГ» Куртов.
Эксперт полагает, что корни заявления Паоло Скарони о готовности строить Трансафганский газопровод стоит искать в заключенном на днях соглашении между Турцией и Ираном о совместной разработке месторождения Южный Парс. Куртов считает, что Анкара, получив право продажи с этого месторождения 17,5 млрд. куб. м газа в год, обеспечит им Nabucco и потребность в туркменском газе для Nabucco отпадет. Тем более с учетом нерешенности статуса Каспия, без чего серьезные проекты в регионе не осуществить. Таким образом, в Туркмении происходит переориентация газодобывающих компаний с запада на восток. «Если западноевропейские компании в основном ориентировались на проект Nabucco и предлагали Ашхабаду проекты, связанными с поставками газа в западном направлении – через Каспий, то сейчас делают то же самое в юго-восточном направлении», – сказал «НГ» Куртов.