Лидеры трех стран обсудили Карабах в Кишиневе, а затем уже в Москве тему тет-а-тет продолжили Серж Саргсян и Дмитрий Медведев.
Фото Reuters/РИА Новости
В понедельник президент Армении Серж Саргсян прибыл в Москву с краткосрочным рабочим визитом по приглашению президента РФ Дмитрия Медведева. Согласно официальному релизу, главы государств обсудили широкий круг вопросов, связанных с двусторонним и региональным сотрудничеством, партнерством в блоковых организациях, ряд международных тем, проблематику военного, экономического и торгового взаимодействия. Однако, как сообщили «НГ» источники в Ереване, главный вопрос переговоров – урегулирование нагорнокарабахского конфликта.
Президенты России и Армении в последний раз встречались в Кишиневе в субботу на саммите СНГ и обменялись мнениями по вопросам межгосударственных отношений. В субботу же в Цюрихе состоялось подписание армяно-турецких протоколов по нормализации отношений.
Перевод процесса примирения Турции и Армении в практическую плоскость вызовет геополитические изменения на Южном Кавказе. В этом свете визит лидера союзной Армении в Москву сразу после подписания протоколов выглядит вполне логичным. Тем более что в повестке дня вот-вот встанет актуализация решения нагорнокарабахской проблемы.
Именно этому вопросу Серж Саргсян посвятил свое непродолжительное общение с журналистами в аэропорту «Звартноц» перед вылетом в Москву. Армянский лидер заверил, что никогда, в том числе и в ходе последних переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в субботу в Кишиневе, вопрос сдачи территорий не обсуждался.
«Мы с президентом Азербайджана никогда не обсуждали этот вопрос... Он (Ильхам Алиев. – «НГ») недоволен переговорами в Кишиневе, потому что мы обсудили всего два вопроса – окончательный статус Нагорного Карабаха и его переходный статус», – заявил Саргсян. При этом президент Армении ушел от прямого ответа на вопрос, будет ли рассматриваться проблема Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в Москве с Дмитрием Медведевым.
Между тем заинтересованность России в урегулировании армяно-азербайджанских отношений очевидна. В случае удачного исхода этого процесса Москва заметно укрепит позиции в регионе, повысит свой миротворческий рейтинг, пошатнувшийся в восприятии Запада после августа 2008 года, а сам Медведев существенно приобретет в политическом весе. Тем более что, отстранившись от процесса нормализации армяно-турецких отношений, фактически отдав их под «надзор» США, Россия оставила и закрепила за собой армяно-азербайджанские.
«В армяно-турецком контексте позиция России свелась к непротивлению процессу нормализации отношений Еревана и Анкары», – считает руководитель ереванского Центра глобализации и сотрудничества Степан Григорян. По его словам, Москва не настолько заинтересована в открытии армяно-турецкой границы, как США и Европа, хотя ей выгодно усиление региональной роли союзного Еревана и ослабление тех же функций Тбилиси. «Взамен на это невмешательство Москва получила согласие Запада на активную роль в карабахском процессе. Вероятно ее влияние в Минской группе ОБСЕ, курирующей армяно-азербайджанские переговоры, усилится. И это весьма актуально для армянской стороны, поскольку, как только протоколы о нормализации армяно-турецких были подписаны, в Анкаре премьер-министр Эрдоган «вспомнил» о территориальной целостности Азербайджана, без восстановления которой, по его словам, армяно-турецкие отношения в практическую фазу не перейдут», – сказал «НГ» Григорян.
Политолог считает, что в ходе переговоров на высшем уровне в Москве стороны попытаются определить возможную степень ускорения урегулирования карабахской проблемы и смогут «зафиксировать» окончательные интересы России. «Очевидно, что Россия заинтересована в военной составляющей возможной миротворческой операции в НКР, что на деле приведет к расширению ее военного присутствия на Южном Кавказе. Баку – против этого. Степанакерт тоже пока не считает нужным появление на территории НКР зарубежных военных структур. С учетом этого, можно предположить, что заметного ускорения в карабахском урегулировании пока не будет», – считает Григорян. Чтобы добиться согласия всех участников конфликта на ввод в НКР именно российских миротворческих подразделений, по мнению Григоряна, Москве потребуются переговоры и с Турцией, которая все-таки начинает идти к тому, чтобы ставить свои политические интересы выше этнической близости с Азербайджаном. «Мы имеем целый комплекс взаимосвязанных вопросов. Поэтому какого-то резкого ускорения урегулирования проблемы НКР не будет», – сказал «НГ» Степан Григорян.