Роберт Симмонс ничего нового в Тбилиси не сказал.
Фото РИА Новости
В рамках проводимых в Грузии 6–10 ноября «Дней НАТО» в среду вечером в Тбилиси прибыл специальный представитель генсека Североатлантического альянса на Южном Кавказе Роберт Симмонс. Он проведет ряд встреч с руководством страны и оппозиционными партиями. Первыми его словами в тбилисском аэропорту стали: «Грузия обязательно станет членом НАТО».
Подобное заявление было бы встречено в Тбилиси на ура лет пять назад. Сегодня этих слов мало. Грузия хочет в НАТО «здесь и сейчас». Обещания принять в альянс в Тбилиси вызывают уже не восторг, а наоборот – раздражение. Президент Михаил Саакашвили, встретившись с генсеком альянса Андерсом Фогом Расмуссеном во время недавней 62-й Генассамблеи ООН и получив от него лишь перспективное обещание, даже не стал комментировать его слова, отмахнувшись от сопровождавших грузинских журналистов.
Но и от Симмонса власти Грузии ничего более обнадеживающего не услышали. Он только повторил уже приевшееся: решение НАТО, принятое на саммите в Бухаресте в отношении Грузии, не изменилось. «Мы сегодня не можем сказать, когда конкретно это случится (вступление в НАТО. – «НГ»), но мы можем сказать, что это обязательно случится», – отметил Симмонс и по традиции заверил, что Брюссель делает все возможное для того, чтобы помочь Грузии достичь стандартов НАТО, ибо она «по-прежнему остается одним из желанных кандидатов в члены организации».
В программе Симмонса встреча с оппозицией появилась не случайно. Противники Саакашвили после трехмесячной паузы стали подавать признаки активизации. Отложенное членство в НАТО – одна из излюбленных тем оппозиционеров, уверяющих общественность в том, что Грузии при нынешних авантюрных властях вступление в альянс не светит. Один из лидеров Консервативной партии Каха Кукава уверен, что Грузия станет партнером НАТО лишь после ухода Саакашвили. «Грузия только без Саакашвили сможет стать частью альянса», – сказал он «НГ».
Но пальма первенства критики властей всецело принадлежит экс-спикеру парламента Нино Бурджанадзе. В среду на страницах британской газеты The Guardian она в противостоянии с президентом фактически призвала в союзники общественное мнение Запада. В открытом письме Бурджанадзе рассказала, как Саакашвили принимал решение о начале боевых действий в Южной Осетии в августе прошлого года и как сегодня официальный Тбилиси и грузинские СМИ скрывают правду о войне с Россией. «Каждый новый день, который Саакашвили остается в кресле президента, является игрой в «русскую рулетку» для нашей страны», – пишет Бурджанадзе. Выход из самоубийственной ситуации, по ее мнению, состоит в том, чтобы США и страны ЕС прекратили финансировать нынешний режим: «Для Саакашвили пришло время заплатить за действия, за которые он несет ответственность, и уйти».
Атаку экс-спикера поддержала оппозиционная Лейбористская партия. В специальном заявлении лейбористы обвинили власти в предательстве Грузии. «Президент Саакашвили собирался бежать из страны на второй день после начала войны с Россией... Нам известно, что президентский самолет в течение нескольких дней находился в 24-часовой готовности. 90% членов правительства скрывались в спортивном комплексе имени Алиева в Закатала (Азербайджан. – «НГ»), а 60% депутатов стояли в очереди на контрольно-пропускном пункте на Красном мосту (грузино-азербайджанская граница. – «НГ») и предлагали взятки за скорейший переход границы», – заявил генсек партии Сосо Шатберашвили.
А экс-министр иностранных дел Саломэ Зурабишвили на пресс-конференции призвала оппозиционный спектр к «тотальной мобилизации» и возобновлению митингов. «Непрогнозируемая власть в Грузии ведет страну к пропасти и по этой причине настало время оппозиции выйти на улицы и возобновить акции», – заявила она.
Впрочем, к очередному объединению оппозиции в Грузии относятся скептически. Свежи воспоминания о весенних и летних акциях протеста, когда отсутствие единого лидера привело к тому, что утром говорилось одно, днем – другое, а вечером делалось третье. С тех пор разобщенность никуда не исчезла. Более того, ряд оппозиционных партий окончательно решили действовать самостоятельно, без оглядки на партнеров по борьбе с Саакашвили, но оставив им при этом возможность присоединиться к своему плану действий. Но и с планами тоже пока не очень понятно. Если они опять сводятся к массовым акциям протеста, то власти такое испытание уже прошли весной и летом. Причем без потерь.