Железные дороги каким-то образом минули некоторые страны.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Узбекистан к 2011 году построит первую в Афганистане железную дорогу. Она свяжет населенные пункты Хайратон и Мазари-Шариф. Эта железная дорога будет играть важную внутреннюю коммуникационную функцию, а также позволит увеличить объемы перевозки грузов войск США и НАТО, действующих в Афганистане. Взявшись за ее строительство, Ташкент таким образом закрепил за собой статус основного центральноазиатского партнера США в миротворческой миссии в Афганистане.
Строительство первой железной дороги в Афганистане начнется до конца нынешнего года и будет в основном осуществляться на средства, выделяемые Азиатским банком развития (АБР), – стоимость проекта составляет 170 млн. долл., из которых только 5 млн. предоставит Кабул. По оценке экспертов, решение связать Мазари-Шариф с транспортным портом Хайратон отнюдь не случайно. Именно через Хайратон проходят почти половина импорта Афганистана и значительный объем гуманитарных грузов. А в Мазари-Шарифе США планируют разместить военную базу. Ввод в эксплуатацию железной дороги позволит значительно увеличить объемы грузовых перевозок и заодно обеспечит функциональность будущей базы.
Строительство Узбекистаном железной дороги Хайратон–Мазари-Шариф полностью соответствует внешнеполитическому курсу Ташкента. По убеждению узбекских властей, сегодня не существует решения афганской проблемы исключительно военными методами. Этот подход Ташкент подкрепляет активностью в экономике Афганистана, поставляя в эту страну электричество, участвуя в строительстве 11 мостов и ряде других, менее заметных гуманитарных акциях.
Как заметил президент Узбекистана Ислам Каримов, за восемь лет антитеррористической операции международной коалиции в Афганистане серьезных изменений не произошло. Напротив, положение афганцев ухудшилось и продолжает ухудшаться. Ислам Каримов, заинтересованный в разрядке напряженной ситуации в соседней стране, не раз предлагал восстановить работу успешно действовавшей в середине 1990-х годов под эгидой ООН контактной группы по Афганистану в формате «6+2» (Иран, Китай, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан плюс Россия и США), а впоследствии расширить ее до формата «6+3» за счет НАТО.
При всем этом не стоит недооценивать участие Ташкента в военной компоненте антитеррористической операции НАТО: на военной базе в Термезе дислоцируется немецкая группировка, а гражданский аэропорт города Навои используется американскими военными для переброски гуманитарных грузов в Афганистан. Судя по заявлениям высокопоставленных американских военных, США застряли в Афганистане надолго. «Вашингтон будет вынужден в следующем году увеличить 62-тысячный воинский афганский контингент», – заявил на днях командующий силами США и НАТО в Афганистане генерал Стэнли Маккристал. Существующая в регионе транспортная инфраструктура не выдерживает дополнительной нагрузки. Поэтому строительство железной дороги Хайратон–Мазари-Шариф определенно разгрузит перегруженные транспортные коммуникации в Афганистане.
Ведущий эксперт Московского центра Карнеги, профессор Алексей Малашенко активность Узбекистана в афганском направлении также объясняет острой заинтересованностью Ташкента в стабилизации обстановки – осложнения в этой неспокойной стране в любую минуту могут перекинуться в государства Центральной Азии. «До сих пор по большому счету в Афганистане присутствовали только Запад – США – и некоторые страны ЕС. Узбекистан прорвал эту «блокаду», причем со стороны экономики, и предложил конкретный альтернативный военному вариант сотрудничества с Кабулом. И, похоже, попал в точку с учетом, например, недавнего заявления секретаря Совета национальной безопасности Ирана Саида Джалили о том, что НАТО должна не танки посылать в Афганистан, а тракторы», – заявил «НГ» Малашенко. По его мнению, примеру Узбекистана могут последовать другие соседи.