0
1597
Газета СНГ Интернет-версия

05.10.2009 00:00:00

Ливийский кусок одесского пирога

Тэги: украина, нпз, ливия, россия


украина, нпз, ливия, россия Большинство НПЗ в Украине принадлежат российским компаниям.
Фото с сайта Lukoil.ua

В субботу компания «ЛУКОЙЛ-Украина» сообщила о решении остановить производство на принадлежащем ей Одесском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), мощности которого достигают 3 млн. тонн переработки нефти в год. Эксперты утверждают, что причиной беспрецедентного решения стал корпоративный конфликт с украинской бизнес-группой «Приват». Юлия Тимошенко заявила, что причина кроется в монополизации украинской нефтеперерабатывающей отрасли.

В Украине работает шесть НПЗ. Источник, близкий к правительству, пояснил «НГ», что с 2002 года российские компании, поставляющие на украинские заводы нефть, получили контроль над 90% мощностей нефтепереработки. «Леонид Кучма делал ставку на интеграцию с владельцами нефти. В начале 1990-х это было объяснимо и оправданно», – пояснил он.

«ЛУКОЙЛ» стал владельцем Одесского НПЗ в 1999 году, ТНК в 2000 году выкупила контрольный пакет акций ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» (ЛиНОС), российская НК «Альянс» в 2001 году стала владельцем Херсонского НПЗ. Крупнейший украинский завод, Кременчугский НПЗ, еще в 1994 году был трансформирован в ЗАО «Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания «Укртатнафта». Однако в 2007 году между акционерами этого завода разгорелся громкий конфликт. «В итоге оперативное управление над Кременчугским НПЗ оказалось в руках украинской бизнес-группы «Приват», а россияне в знак протеста заблокировали поставки нефти на этот завод», – рассказал «НГ» директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Эксперт считает, что попытка «Привата» обеспечить свое предприятие сырьем привела к конфликту с «ЛУКОЙЛом»: «Ранее российская нефть по Приднепровскому нефтепроводу поставлялась по маршруту Лисичанск–Кременчуг–Одесский НПЗ. Однако с 1 октября ОАО «Укртранснафта», являющееся оператором украинских магистральных нефтепроводов, решило использовать этот маршрут в обратном направлении, чтобы транспортировать азербайджанскую нефть на Кременчугский НПЗ».

«ЛУКОЙЛ-Украина» подтверждает эту информацию, уточняя, что предложенные «Укртранснафтой» замещающие маршруты «значительно удорожают стоимость сырья и таким образом приводят предприятие к убыточности». Специалисты российской компании сосчитали, что «маршрут граница Белоруссии–Броды–Одесса увеличивает транспортные расходы на 5,7 доллара США за одну тонну нефти».

Сергей Куюн уверен, что компромиссное решение будет найдено без вмешательства властей Украины и РФ: «Не стоит искать в этой ситуации чего-то большего, нежели корпоративный конфликт. В ней нет ничего, что было бы связано с государственной политикой». Однако ранее российские эксперты отмечали, что власть Украины не противодействует резкому усилению позиций на рынке украинской бизнес-группы «Приват».

Летом в комментариях информагентствам главный редактор журнала «ОйлМаркет» (Россия) Дмитрий Моссиенко выразил опасение: «Группа «Приват» уже сегодня контролирует почти половину нефтяной инфраструктуры Украины, и монополизация здесь намного серьезнее, чем в России». Он пояснил: «Под контролем «Привата» уже находятся свыше 25% всех украинских автозаправок, половина мощностей по выпуску нефтепродуктов, национальная нефтедобывающая компания «Укрнафта» и три из пяти крупнейших нефтяных терминалов┘ Если «Приват» получит «Укртранснафту», он автоматически получит четвертый из пяти морских терминалов Украины». Газета «Коммерсант-Украина» вчера отметила, что украинские чиновники, принимавшие решение об изменении маршрута поставок нефти на Одесский НПЗ, ранее работали в структурах «Привата». Украинская группа ситуацию не комментировала.

Ранее в украинских СМИ появлялась информация о том, что «Приват» собирался поставлять нефть на Кременчугский НПЗ по нефтепроводу Одесса–Броды и что именно по этой причине президент Ющенко полтора года требовал от правительства перевести нефтепровод на работу в проектном направлении. Это предполагало лишение российских компаний права использовать маршрут в противоположном направлении, с запада Украины на юг.

Еще весной сего года речь шла о том, что по маршруту Одесса–Броды Ливия готова поставлять 600 тыс. тонн нефти для Кременчугского НПЗ. Юлия Тимошенко подтвердила объем возможных поставок, не уточняя маршрут, и добавила, что ливийское правительство готово построить новый НПЗ в Одесской области, объем переработки которого составит 10 млн. тонн нефти ежегодно. «И судьба Одесса–Броды, и украинско-ливийские проекты никак не связаны с нынешней ситуацией на Одесском НПЗ», – уверен Сергей Куюн.

Юлия Тимошенко тоже связывает ситуацию не с новыми проектами, а с последствиями правления прежней власти: «В предыдущие 10 лет раздавали через абсолютно нечестную, теневую, преступную приватизацию нефтеперерабатывающие заводы, транспортные системы». Она уточнила: «После президентских выборов, когда можно будет назначить руководство Генпрокуратуры и можно будет навести порядок в Верховной Раде, когда можно будет привлечь к ответственности всех, кто усложняет жизнь в этой стране, я думаю, мы все это сделаем┘»

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1604
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3526
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2595
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2104

Другие новости