Сколько на самом деле в России нелегальных мигрантов, не знает никто.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Вопросы трудовой миграции в условиях кризиса обсуждали вчера в Минске руководители миграционных органов СНГ. В управлении информации МВД Белоруссии сообщили, что на заседании «особое внимание» было уделено вопросам «проведения внутригосударственных процедур по вступлению в силу Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств СНГ». Кроме того, руководители миграционных органов говорили о перспективе подготовки еще одного документа в этой сфере – «Общие принципы и механизмы организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в странах СНГ».
Планируется, что сегодня представители миграционных органов государств – членов ОДКБ и ЕврАзЭС примут участие в заседаниях Координационного совета руководителей компетентных органов государств – членов Организации по вопросам борьбы с незаконной миграцией и Совета по миграционной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС.
Для Белоруссии проблемы трудовой миграции неактуальны. До кризиса белорусы ездили работать на российских стройках, но из-за незначительности их количества это не оказывало существенного влияния на социально-экономические процессы. По данным миграционных служб Белоруссии, легально работали в России около 4 тыс. человек. Незадолго до кризиса миграционные органы республики заявляли, что примерно 1 млн. белорусов не «вовлечены в трудовую деятельность». При этом они подозревали, что часть из них в нее вовлечены, но нелегально. В частности, экспертным путем было рассчитано, что в России может трудиться около 300 тыс. человек. МВД Белоруссии даже заявляло о намерении вычислить нелегалов и вернуть их на родину, где не хватает рабочих рук. Однако наступивший кризис сделал проблему неактуальной. Эксперты рынка труда подтвердили, что кризис заставил большинство белорусов вернуться и влиться в ряды трудящихся на родине.
По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), в России в настоящее время официально работают 1,8 млн. иностранных граждан. Еще 4–5 млн. человек трудятся незаконно. Об этом сообщил в понедельник на заседании правительственной комиссии по миграционной политике директор глава ФМС Константин Ромодановский. По его словам, в нынешнем году квота на трудовую миграцию выбрана всего на 56%. Он пояснил, что в снижении спроса на работу виноват экономический кризис. «Работы стало меньше, поэтому многие мигранты предпочли вернуться на родину», – сказал Ромодановский. Эксперты считают, что данные ФМС о количестве незаконных мигрантов в РФ занижены. По некоторым оценкам, их число может достигать 10 млн. человек.
Уезжать из России иностранные рабочие не торопятся, поскольку на родине экономический кризис никто не отменял. В Киргизию, по словам председателя Госкомитета республики по миграции и занятости Айгуль Рыскуловой, вернулись только 5–6% из выехавших на заработки граждан. В Таджикистан, по неофициальной статистике, возвратились 300 тыс. мигрантов. Но, как заверили «НГ» в Министерстве труда Таджикистана, большая часть возвращенцев – это сезонные рабочие, которые зимой всегда приезжают домой.
Кризис если и повлиял, то лишь на объемы переводимых мигрантами денег. По данным Центрального банка РФ за первое полугодие 2009 года в страны СНГ было перечислено 3,92 млрд. долларов. В Узбекистан в первые полгода было переведено более 760 млн. долларов против 1,1 млрд. годом ранее. Второе место по этому показателю занимает Таджикистан – в кризисный год эта республика получила 660 млн. долларов против 980 млн. долларов за январь–июнь прошлого года. Замыкает «большую тройку» Украина. За первое полугодие 2009 года переводы в эту страну сократились на 30%, составив 540 млн. долларов против 770 млн. долларов годом ранее.
Как заметила «НГ» председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова, все миграционные цифры весьма условны. Она полагает, что число легальных трудовых мигрантов будет стремительно уменьшаться, а количество нелегалов расти из-за того, что в принимающих регионах квоты вот-вот будут исчерпаны. Квоты были произвольно сокращены в начале года. «И получается абсурд: работники требуются, а взять их на работу нельзя, и вот законопослушные мигранты вынуждены переходить в теневой сектор», – сказала «НГ» Лидия Графова. По ее мнению, квоты для трудовых мигрантов из СНГ, приезжающих по безвизовому режиму, а потом становящихся здесь у нас нелегалами, – «своего рода ловушка, из которой можно выбраться только с помощью взятки». Главная причина такого положения – отсутствие государственной миграционной политики. «Нет даже концепции этой политики, над проектом которой в начале этого тысячелетия очень много работали. Но вместо того проекта была принята так называемая концепция регулирования миграционных процессов. Так и живем – при «регулировании»┘ Невольно возникает ассоциация с гаишником, стоящим на перекрестке. Значит, руководству страны кажется, что живым, сложнейшим процессом миграции можно управлять милицейским жезлом», – заметила эксперт.
Впрочем, в Госдуме РФ на рассмотрении находится десяток законопроектов, которые направлены на изменение миграционной политики в России. В частности, касающийся регулирования порядка депортации нелегалов. Он предполагает ужесточение правил пребывания нелегальных мигрантов на территории РФ. Например, депутаты предлагают ограничить срок их пребывания в центрах временного содержания с одного года до трех месяцев. При этом регионам предлагается строить изоляторы за счет своего бюджета. С учетом кризиса региональный бюджет значительно похудеет. Как полагают эксперты, центральная власть перекладывает проблему депортации на региональные плечи.
Между тем, считает Лидия Графова, «репрессивными мерами мы только увеличиваем количество нелегалов. Не всегда же будет кризис, и, когда трудовые мигранты массово понадобятся России, они уже будут переориентированы на другие страны с более разумной миграционной политикой», – сказала Графова «НГ».
Минск