Вчера в Киеве наконец состоялся готовившийся несколько лет, много раз планировавшийся и отменявшийся конкурс по продаже Одесского припортового завода (ОПЗ). Но правительство и Фонд госимущества (ФГИ) Украины тут же обвинили участников в сговоре и отказались признать итоги аукциона. В новом разгорающемся скандале замешана российская компания «Азот-Сервис», дочерняя структура аффилированного с «Газпромом» «СИБУР Холдинга».
Два других участника торгов – украинские компании «Нортима» (которую связывают с бизнес-группой «Приват» Игоря Коломойского) и «Фрунзе-Флора» (эксперты относят ее к группе «Энергетический стандарт» Константина Григоришина). Вчерашние подозрения в сговоре участников прозвучали как минимум неожиданно, ведь еще накануне чиновники украинского правительства подозревали, что связанная с «Приватом» «Нортима» зарегистрировалась только для того, чтобы впоследствии в статусе участника опротестовать итоги конкурса. Дело в том, что другие дочерние структуры «Привата» уже подали судебные иски с требованием отменить продажу ОПЗ из-за нарушений в процедуре подготовки к приватизации. Обнародованное вчера днем сообщение о том, что именно «Нортима», считавшаяся техническим участником, победила в конкурсе, стало неожиданностью даже для специалистов.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала отметил: «Эта бизнес-группа руками Виктора Ющенко уже давно устраивает «шаманские игрища» вокруг приватизации стратегического объекта. Как иначе объяснить то, что президент год тому назад настаивал на приватизации ОПЗ, но в последний момент отменил ее; через год он снова одобрил планы правительства, но, когда для участия в конкурсе зарегистрировалось 13 компаний, вдруг снова отменил продажу? Получается, президент «за» продажу, когда это выгодно группе «Приват». Но как только у группы появляются конкуренты, конкурс отменяется – по воле президента». Эксперт отметил, что скандалы вокруг приватизации стратегического объекта «отпугнули крупнейших покупателей и повлияли на снижение цены завода».
Юлия Тимошенко фактически подтвердила слова эксперта: «Именно потому, что есть в Украине группировки, которые хотят этот завод взять за бесценок, такое сопротивление сегодня действиям правительства. Потому что они, может, думают, что выборы закончатся так, что они вернутся к власти. Это они так думают, но так не будет в действительности».
До последнего времени считалось, что схема проведения конкурса предопределена. В начале месяца эксперты называли будущим победителем ливийско-норвежско-польский консорциум, который якобы специально был организован Муамаром Каддафи для покупки ОПЗ. Дело в том, что ливийская государственная компания не могла по украинскому законодательству принимать участие в конкурсе по продаже почти 100-процентного пакета акций украинского стратегического предприятия. Прикрывшись крышей международного холдинга, Каддафи мог рассчитывать на победу, однако из-за скандала в Киеве отказался от участия в аукционе.
После этого сильнейшим участником считалось ООО «Азот-Сервис». Хотя Окружной административный суд Киева 22 сентября запретил участие в конкурсе компании, связанной с «Газпромом», однако ФГИ допустил «Азот-Сервис» к конкурсу. Еще вчера утром представители окружения Ющенко были уверены, что «Тимошенко продаст ОПЗ «Газпрому». Пресс-секретарь украинского президента Ирина Ванникова пригрозила правительству ответственностью: «Наиболее вероятным покупателем является компания, аффилированная с «Газпромом» – государственным предприятием соседней страны. Это вызывает вопросы и относительно соответствия украинскому законодательству, и относительно соображений национальной безопасности».
Победа «Нортимы», которая, как сообщалось, купила ОПЗ за 5 млрд. гривен (около 625 млн. долл.) при стартовой цене в 4,1 млрд. гривен, стала неожиданностью для всех. Однако Тимошенко расценила ситуацию как проявление коррупции и поддержала решение конкурсной комиссии об отмене итогов конкурса. Она отметила, что правительство не планировало продавать завод «фактически по стартовой цене» и что подобное произошло из-за отсутствия конкуренции и сговора участников. «ОПЗ остается в госсобственности, ждем лучших времен», – сказал руководитель ФГИ Дмитрий Парфененко. Он считает, что повторный конкурс может состояться не ранее чем в следующем году.
Между тем эксперты отмечают, что предприятие может еще больше потерять в цене, ведь себестоимость его продукции на 90% зависит от цены на газ. «С 1 января 2010 года мы переходим на рыночную цену на газ, без каких-либо скидок. В таких условиях предприятия нефтехимии не могут выжить в одиночку, единственный шанс – это включение их в состав крупных международных холдингов», – пояснил Виталий Бала. Директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский добавил, что дело не только в цене продажи объекта, но и в инвестиционных обязательствах покупателя. «У завода есть свои проблемы, у государства – свои. Украина сегодня не может поддержать предприятие, инвестировать деньги в его развитие. Это мог бы сделать инвестор. Именно поэтому продажа ОПЗ в период кризиса была оправданной», – пояснил эксперт.
Киев