Вчера в Киеве состоялся очередной этап переговоров об условиях участия российского «Атомстройэкспорта» в достройке двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС. Представитель украинского Минтопэнерго сказал «НГ», что проекты соответствующих документов «готовы на 90%». Однако остающиеся несогласованными вопросы касаются главного – кто будет финансировать строительство, утверждают эксперты.
Российская компания «Атомстройэкспорт» ровно год назад стала победителем проводившегося украинской стороной конкурса на строительство энергоблоков. Она представила проект реакторной установки В-392Б, разработанный в свое время для российской Балаковской АЭС. В апреле сего года во время переговоров премьер-министров Тимошенко и Путина сотрудничество в атомной отрасли стало одной из центральных тем. Глава российского правительства в тот момент сказал, что Россия готова предоставить Украине целевой кредит в 4 млрд. долл. на достройку энергоблоков Хмельницкой АЭС.
Вопрос рассматривался полгода. Как утверждают украинские специалисты, близкие к государственной компании «Энергоатом», условия финансирования за это время не были согласованы. По их словам, украинская сторона попросила об увеличении кредита, чтобы денег хватило не только на работу российской компании-подрядчика, но и для закупки товаров и услуг украинских предприятий. Причем долю предприятий Украины в этом проекте предлагалось увеличить, по разным данным, до 50–60%. Российская сторона, в свою очередь, неформально увязала вопрос о кредитовании с поставками ядерного топлива для украинских атомных станций.
«Это совершенно разные вещи. Документы о достройке готовятся отдельно, проект соглашения о долгосрочном сотрудничестве в поставках топлива – отдельно», – сказал вчера «НГ» представитель украинского Минтопэнерго. Однако он не смог объяснить причину, по которой соглашение о поставках российского топлива не подписано до сих пор, хотя планировалось, что это будет сделано 15 июля сего года. В середине сентября руководитель «Энергоатома» Юрий Недашковский сообщил журналистам, что проект контракта согласован, однако не смог ответить на вопрос, когда документ будет подписан.
Срок действующего соглашения о поставках истекает в 2010 году, новый контракт предполагалось заключить до 2026 года. Представители украинской стороны на переговорах пояснили, что проект нового соглашения предполагает полное обеспечение российским топливом трех украинских атомных станций – в целом 12 энергоблоков. В 2011 году, когда завершится период экпериментального использования топлива американской компании Westinghouse на Южно-Украинской АЭС, стороны планировали вернуться к документу. В случае если бы результаты эксперимента были признаны неудовлетворительными, российская компания «ТВЭЛ» возобновила бы поставки топлива и на три блока этой станции.
Последний вопрос связан с проектом строительства в Украине при участии и по технологиям российской стороны завода по фабрикации ядерного топлива. Этот вопрос тоже пока остается открытым. Представители украинской власти то и дело меняют позицию: то заявляют, что сотрудничество с российской компанией выгодно и безопасно, ведь все технологии были созданы еще при СССР, то говорят об опасности энергетической зависимости от России в стратегической сфере.
Но в последнее время переговорный процесс тормозит российская сторона, уверяют украинские чиновники. По их словам, вчерашние переговоры завершились тем, что атомщики вообще вынесли финансовые вопросы за скобки обсуждения проектов. «На ситуацию влияет много факторов, учесть которые можно на уровне глав правительств, а не хозяйствующих субъектов. К началу октября мы передадим премьер-министрам Украины и РФ свои согласованные предложения – на уровне специалистов, а там уж – пусть премьеры в ноябре принимают окончательное решение во время заседания комитета по экономическому сотрудничеству», – сказал вчера представитель украинской делегации. В правительстве Украины комментарий на эту тему получить не удалось, хотя сотрудники сообщили, что Юлия Тимошенко на ближайшее время планирует провести специальное заседание кабинета министров, посвященное перспективам развития атомной отрасли.
Эксперт Центра перспективных исследований Эльдар Газизулин сказал «НГ», что сложившаяся ситуация вряд ли связана с противоречиями, существующими между крупными государственными корпорациями, которые всегда находили общий язык. «Тут нужно учитывать, что и Украина, и Россия одинаково заинтересованы в совместных проектах в ядерной отрасли. Но в условиях экономического кризиса не так просто найти 4–5 миллиардов долларов кредитных средств», – отметил он, добавив, что российская сторона уже кредитовала «Нафтогаз Украины». Эксперт считает, что в Москве учитывают и политические риски, связанные с президентскими выборами в Украине, а поэтому откладывают окончательные решения по долгосрочным проектам до того момента, когда ситуация определится.
Киев