Инакомыслие в Белоруссии по-прежнему строго пресекается.
Фото Reuters
В среду вечером в Минске спецназ вновь жестоко разогнал акцию протеста оппозиции. Произошло это в то время, когда президент страны Александр Лукашенко завершал свою триумфальную пресс-конференцию в Вильнюсе.
Немногочисленные представители оппозиции вышли на Октябрьскую площадь Минска с портретами бесследно исчезнувших политиков. Уже несколько лет 16-го числа каждого месяца белорусская оппозиция отмечает День солидарности. В этот день они вспоминают пропавших политиков и журналистов и демонстрируют власти, что в стране по-прежнему есть люди, которые не согласны с ее политикой. После того как в отношениях Минска и Брюсселя началась оттепель, власти перестали обращать внимание на подобные протесты. Будучи немногочисленными, они начинались и заканчивались практически никем не замеченными. Однако две последние акции заставили белорусов вспомнить прежние времена, когда жестокие разгоны протестующих были в порядке вещей. В среду вечером против трех-четырех десятков протестующих власть выставила полторы сотни спецназовцев. В результате арестованными оказались 35 человек. После того как их отпустили, они рассказали журналистам, что в РУВД над ними издевались, а девушкам даже угрожали изнасилованием.
Правда, в этот раз видео- и фотоснимков жестокого разгона демонстрации было немного – белорусские правоохранители не давали журналистам возможности снимать происходящее. Широкоплечие парни брали журналистов в кольцо и закрывали камеры.
Наблюдатели в Минске не сомневаются, что жестокие действия правоохранителей санкционированы высшим руководством. Некоторые эксперты высказывают предположения, что в основе его действий – бравада. Белорусский президент хочет продемонстрировать оппозиции, что она своими рассказами о бесчинствах власти не в силах испортить отношения Минска и Брюсселя, а Европе – что та должна будет принимать Лукашенко таким, какой он есть.
Собственно говоря, первое выступление главы Белоруссии на европейской трибуне в соседнем Вильнюсе представляло собой массированное наступление на Европу с ее демократическими идеалами торжествующего победу Лукашенко. Белорусский лидер изначально разделил мир на «мы» и «вы». «Какие вы хорошие демократы, когда это касается Беларуси, но как вы зашорены, когда те же процессы происходят в Европе», – в таком стиле Лукашенко отвечал на вопросы журналистов. «Почему они демократические, а мы нет», – парировал он.
Досталось всем – и журналистам, и европейским чиновникам. «И не такие уж вы независимые», – сказал Лукашенко журналистам. «Наверное, кто-то вами руководит: Лукашенко – демон, ату его, бомбить», – предположил он. «ОБСЕ лезет не в свою сферу», – заявил Лукашенко, говоря о предложениях этой организации по изменению избирательного законодательства. «Точно такие выборы и даже в 10 раз хуже, чем у нас, они оценивают хорошо», – привел он пример двойных стандартов в европейской политике. «Прежде чем что-либо сделать, вам же надо в Брюссель съездить», – высказался он по поводу европейских чиновников, кичась при этом своей самостоятельностью и независимостью.
Почти по-отечески опытный президент с 15-летним стажем напутствовал молодого литовского президента Далю Грибаускайте. Из его рассказа журналистам следовало, что Лукашенко обращался к литовской коллеге на «ты». «Я ей говорю, ну скажи уже», – рассказывал белорусский президент. Кстати, Лукашенко признался, что и в следующих президентских выборах участвовать он намерен. «Сегодня нет причин, чтобы я отказался от выборов. Если я буду чувствовать, что я непроходной, поверьте, я не полезу на эти выборы», – сказал Лукашенко.
В общем-то, вопрос об участии в выборах был единственным, на который Лукашенко ответил прямо. Великий мастер манипуляций, все остальные острые вопросы он уводил в нужную ему сторону. Например, в ответ на вопрос, касающийся нарушения в Белоруссии прав человека, Лукашенко стал рассказывать о том, что в Европе некоторые страны «додемократизировались до того, что начали распространять наркотики». Участвовавшие в пресс-конференции журналисты отмечали, что белорусский президент был раздражен их вопросами. Ситуация, в которой он оказался в демократической Европе, была непривычна для него. В Минске Лукашенко не задают несогласованных заранее вопросов.
Пока рано говорить о внешнеэкономических последствиях первого визита Лукашенко в страну ЕС. Однако уже первые комментарии международных экспертов дают основания думать, что Европа может прислушаться к мнению оппозиции, утверждающей, что политика «пряника» по отношению к Лукашенко не работает. «Я приветствую стремление Европейского союза к переговорам с Республикой Беларусь. Однако целью этих переговоров должно быть развитие демократии, и они не должны ни коим образом служить легитимации нынешнего диктаторского режима», – заявил председатель Комитета по международным делам парламента Венгрии Жолт Немет. «Я всегда четко указывала, что Евросоюз готов вновь развивать отношения с Беларусью, если будут выполнены определенные условия», – утверждает комиссар Евросоюза по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер.
Минск