За взаимодополняющие диверсификационные проекты.
Фото Reuters/РИА Новости
Президенты России Дмитрий Медведев и Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов устранили противоречия в энергетической сфере, возникшие между двумя странами полгода назад. Результативные переговоры состоялись в городе Туркменбаши, куда Медведев прибыл вчера с рабочим визитом. Главы двух государств договорились о возобновлении поставок туркменского газа российскому «Газпрому», установив формулу цены. Кроме этого, достигнута договоренность об участии «Зарубежнефти» в освоении нефтяного морского блока № 21 на Каспийском море наряду с корпорацией «Итера» и Госагентством при президенте Туркмении по управлению и использованию углеводородных ресурсов.
Накануне визита российского президента Дмитрия Медведева в Туркмению президент Гурбангулы Бердымухамедов дал понять, что не намерен отказываться от диверсификации маршрутов вывода природного газа на международные рынки. В обращении к работникам нефтяной и газовой отраслей по случаю профессионального праздника туркменский лидер поблагодарил их за высокие темпы строительства газопровода Тукрменистан–Китай, ввод которого намечен на конец нынешнего года. Он также не исключил в перспективе возможность транспортировки природного газа в Афганистан и транзитом – в Пакистан и Индию. «У Туркменистана достаточно зон с большими запасами голубого топлива даже для присоединения к такому крупнейшему, вызывающему всеобщий интерес проекту, как Nabucco», – цитирует президента газета «Нейтральный Туркменистан».
В Кремле к заявлению туркменского президента отнеслись неоднозначно. Помощник президента РФ Сергей Приходько накануне приезда Дмитрия Медведева в Туркменбаши отметил, что в Москве по отношению к намерению Туркмении диверсифицировать маршруты поставок углеводородов «чувства ревности не испытывают», но «российской стороне важно понять стратегические намерения Ашхабада, его планы, прояснить, какое место в этих планах занимает Россия».
Ашхабаду, в свою очередь, также было необходимо выяснить, когда и в каком количестве возобновятся поставки газа в Россию. Напомним, «Газпром» заключил контракт на закупку в Туркмении газа по европейской цене в 300 долл. за тысячу кубометров, плюс 40 долл. – транзит по территории Узбекистана и Казахстана до границы с РФ. Однако из-за кризиса и падения спроса на газ контракт российскому монополисту оказался крайне невыгоден. В апреле «Газпром» резко сократил отбор туркменского газа, из-за чего 9 апреля на САЦ-4 произошел взрыв. На починку трубы ушло три дня, однако импорт газа из Туркмении Россия не возобновляет уже пять месяцев. В результате чего, по расчетам экспертов, Ашхабад лишился около 3 млрд. долл. Как сообщил «НГ» источник в туркменском МИДе, вина за прерванное сотрудничество «лежит полностью на российской стороне». «Вечером мы договариваемся, согласовываем все объемы поставок, а утром Москва дезавуирует достигнутые накануне соглашения», – рассказал источник.
Однако российская сторона придерживалась иной точки зрения, полагая, что Ашхабад должен считаться со сложившимися в результате кризиса реалиями, а не настаивать на выполнении прежнего договора. Теперь очевидно, что после встречи президентов противоречия остались в прошлом и в ближайшее время поставки могут возобновиться.
В ходе состоявшихся переговоров главы государств обсудили формулы цены на газ на будущий год. Как отметил Бердымухамедов, «ценообразование на туркменский газ для «Газпрома» будет осуществляться по соответствующей формуле». Однако не уточнил, что подразумевается под этим. Помощник президента РФ Сергей Приходько не исключил, что цена на туркменский газ может измениться в сторону уменьшения. «Я исхожу из того, что ценовые параметры меняются на рынке», – сказал он.
Точные сроки возобновления поставок туркменского газа также пока не обозначены. Главы двух государств обсудили технические вопросы и дали поручения соответствующим ведомствам продолжить консультации.
Результаты визита российского президента Дмитрия Медведева эксперты в целом оценивают положительно. По мнению ведущего сотрудника Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, многих осложнений можно было бы избежать еще в начале года, если бы Ашхабад с пониманием отнесся к сложностям России, возникшим из-за кризиса: произошло резкое падение цен на природный газ, одновременно упали объемы потребления со стороны европейских государств. «В этих условиях Россия вынуждена была ставить жесткие условия перед своими партнерами: либо существенно снижать цену на газ, либо столь же существенно уменьшать объемы поставок. Если бы с учетом этих реалий Ашхабад пошел навстречу Москве, то ему не пришлось бы нести такие серьезные материальные потери», – сказал «НГ» Куртов. По его словам, стороны в конце концов пришли к банальному: старый друг – лучше новых двух. Лучше транспортировать газ по действующему трубопроводу по примирительной схеме, чем строить прожекты в других направлениях.
Этого же мнения придерживается и профессор Норвежского университета, эксперт по Туркмении Шохрат Кадыров. По его словам, единственно реальным в настоящее время является российский маршрут. Поэтому вопрос Кремля о стратегических планах Ашхабада неактуален.